Решение Комиссии Курского УФАС России от 18.07.2013 по делу N 02/08-57-2013 <О нарушении запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке предоставления услуг>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИССИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу № 02/08-57-2013

Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2013 года г. Курск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № 02/08-57-2013 о нарушении открытым акционерным обществом "У" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя ОАО "У" (по доверенности) - Н., представителя ООО "Г" (по доверенности) - К., личности удостоверены на основании паспортов,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области 30.01.2013 поступило заявление открытого акционерного общества "Г" (далее - ООО "Г") с жалобой на действия открытого акционерного общества "У" (далее - ОАО "У"), выразившиеся в отказе в предоставлении ресурсоснабжающей организации ООО "Г" сведений, необходимых для производства расчетов с гражданами - потребителями услуг теплоснабжения, и необоснованном требовании оплаты за указанные сведения, что содержит признаки злоупотребления доминирующим положением и приводит к ущемлению интересов ресурсоснабжающей организации и потребителей коммунальных услуг.
В процессе рассмотрения поступивших материалов и дополнительно представленных документов Управлением было установлено следующее.
ОАО "У" осуществляет управление многоквартирными домами в поселке им. Маршала Жукова Курского района Курской области.
Между ОАО "У" и ООО "Г" 28.03.2008 заключен договор <...> на отпуск тепловой энергии в горячей воде на 2008 год.
10.09.2012 ОАО "У" на обращение ООО "Г" о предоставлении информации индивидуальных приборов учета, установленных в многоквартирных домах поселка им. Маршала Жукова, направлен ответ (исх. № 941), в котором указано, что предоставление запрашиваемой информации о предоставлении показаний индивидуальных приборов учета на горячее водоснабжение, сведения о количестве зарегистрированных жителей и данные об отапливаемых площадях в поселке М. Жукова будет осуществляться в рамках нового договора и за ежемесячную оплату в размере 150000 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утвержден соответствующий порядок, регулирующий правовые отношения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией при осуществлении управления многоквартирными домами.
Договором <...> на отпуск тепловой энергии в горячей воде на 2008 год от 28.03.2008, заключенным между ОАО "У" и ООО "Г", установлены условия отпуска и потребления тепловой энергии в горячей воде Абонентом (юридическим лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом) в количестве и ценах, предусмотренных данным договором. Кроме того, согласно данному договору стороны приняли на себя обязательства руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе и Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.
Из представленных материалов также следует, что ОАО "У" является единственной управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в п. Маршала Жукова Курского района Курской области, таким образом, у ООО "Г" отсутствует возможность получить сведения, необходимые для производства расчетов с гражданами - потребителями услуг теплоснабжения у других хозяйствующих субъектов, кроме как у ОАО "У".
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ОАО "У" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в отказе в предоставлении ресурсоснабжающей организации ООО "Г" сведений, необходимых для производства расчетов с гражданами - потребителями услуг теплоснабжения, и необоснованном требовании оплаты за указанные сведения, что приводит к ущемлению интересов ресурсоснабжающей организации и потребителей коммунальных услуг и квалифицируется как злоупотребление доминирующим положением.
Во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5) Управлением ФАС по Курской области был проведен анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами в поселке им. Маршала Жукова Курского района Курской области в 2012 году (далее также - анализ рынка).
По результатам проведенного анализа рынка было установлено, что ОАО "У" занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке с долей 100% и является единственной компанией, оказывающей услуги по управлению многоквартирными домами в географических границах поселка им. Маршала Жукова Курского района Курской области.
На заседании Комиссии Управления ФАС по Курской области представитель ООО "Г" поддержал заявленные требования, пояснив, что ОАО "У" отказывается в предоставлении сведений, необходимых для производства расчетов с гражданами - потребителями услуг теплоснабжения, и необоснованно требует за предоставление вышеуказанных услуг оплату в размере 150000 рублей.
Представитель ОАО "У" пояснил, что общество решило отказаться предоставлять ООО "Г" сведения, необходимые для производства расчетов с гражданами - потребителями услуг теплоснабжения, в связи с вступлением в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов". В указанных Правилах отсутствует требование о необходимости предоставления управляющей компанией вышеуказанных сведений ресурсоснабжающей организации. Вместе с тем, представитель ответчика не обосновал требования управляющей компании о предоставлении необходимой информации за оплату в размере 150000 рублей, сообщив, что это сумма убытков, которые понесло общество в связи с возникшей разницей в начислениях за горячее водоснабжение.
Кроме того, согласно письменным пояснениям ОАО "У", с мая 2013 года управляющая компания предоставляет ООО "Г" необходимые сведения без дополнительной платы.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.
Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации" не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Материалами дела подтверждено, что ОАО "У" занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в поселке им. Маршала Жукова Курского района Курской области и, следовательно, ее деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными антимонопольным законодательством.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность выбора жильцами управляющей компании, которые заключают договор с ней, и управляющая компания в силу норм данной статьи обязано надлежащим образом исполнять свои обязанности. Кроме того, после заключения договора на управляющую компанию ложится обязанность отвечать за снабжение горячей и холодной воды, подачу электричества, исправность работы системы водоотведения. В силу норм жилищного законодательства управляющая компания обязана подписать договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Кроме того, в соответствии с разделом IV статьи 49 пунктом "в" вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, исполнитель (т.е. управляющая компания) обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и объяснений сторон, ОАО "У" с 1 сентября 2012 года отказалось предоставлять ООО "Г" сведения, необходимые для производства расчетов с гражданами - потребителями услуг теплоснабжения в связи с вступлением в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", требуя дополнительную оплату за предоставление соответствующей информации.
Между ОАО "У" и ООО "Г" 28.03.2008 заключен договор <...> на отпуск тепловой энергии в горячей воде на 2008 год, которым предусмотрено, что стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006.
Как установлено материалами дела, на дату заключения договора <...> от 28.03.2008 между ОАО "У" и ООО "Г" действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006. По состоянию на дату рассмотрения дела указанный договор не расторгнут сторонами и является действующим, изменения и дополнения в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке в условия договора внесены.
Таким образом, ОАО "У" имеет права и несет обязанности, предусмотренные договором <...> от 28.03.2008.
В договоре <...> на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 28.03.2008 содержатся условия о предоставлении энергоснабжающей организации показаний приборов учета; условиями данного договора также предусмотрен порядок расчетов управляющей компании и ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, отказ от предоставления сведений и требование ОАО "У" дополнительной оплаты в размере 150000 рублей от ООО "Г" за предоставление показаний индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, сведений о количестве зарегистрированных жителей и данных об отапливаемых площадях в поселке М. Жукова Курского района Курской области, которое включено в оплату по действующему договору <...> от 28.03.2008, неправомерно и приводит к ущемлению интересов ресурсоснабжающей организации, которая лишается возможности производить расчеты с гражданами - потребителями соответствующих услуг в установленном законом порядке, а также интересов граждан-потребителей, вынужденных производить оплату коммунальных услуг не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по нормативам.
ОАО "У" представлены на заседании комиссии Управления ФАС по Курской области копии документов, свидетельствующих о том, что в июне - июле 2013 года управляющая компания предоставляла ООО "Г" вышеуказанные сведения, необходимые для расчетов с гражданами за потребленные услуги горячего водоснабжения.
В то же время требование об оплате за предоставление данных сведений управляющей компанией не отозвано. В этой связи, указанные действия ОАО "У" квалифицируются как нарушение части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, статьей 41, статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать открытое акционерное общество "У" <...> нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать открытому акционерному обществу "У" <...> предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства путем предоставления ООО "Г" необходимых сведений для определения объема коммунальных услуг и производства расчетов с гражданами-потребителями в течение срока действия договора <...> на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 28.03.2008 без требования дополнительной оплаты.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------