Решение Арбитражного суда Курской области от 31.07.2013 по делу N А35-9903/2012 <О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Администрации Курской области от 16.08.2012 N 717-па "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в 2013 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу № А35-9903/2012

Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Матвеевой О.А., судей Арцыбашевой Т.Ю., Лымаря Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смотровой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания"
к Администрации Курской области
об оспаривании нормативного акта,
третье лицо: Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области.
Другие лица, участвующие в деле: Прокурор Курской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Ларина А.Ю. - по доверенности № 284-Д от 08.10.2012,
от заинтересованного лица: Стрелкова О.В. - по доверенности от 29.12.2012 г. № 01-09/1041,
от Прокуратуры Курской области: Тинькова Т.Н. - по удостоверению,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом.

установил:

Открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием:
- признать Постановление Администрации Курской области от 16.08.2012 г. № 717-па в пункте 1 в части "частичное" не соответствующим пункту 5 статьи 790 ГК РФ, пункту 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)" и не действующим в указанной части;
- признать Порядок предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 г. № 717-па в пункте 1 в части "частичного" не соответствующим пункту 5 статьи 790 ГК РФ, пункту 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)" и не действующим в указанной части;
- признать Порядок предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 г. № 717-па в пункте 3 в части "частичное" не соответствующим пункту 5 статьи 790 ГК РФ, пункту 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)" и не действующим в указанной части;
- признать Порядок предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 г. № 717-па в пункте 7 не соответствующим пункту 5 статьи 790 ГК РФ, пункту 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)" и не действующим в указанной части;
- признать Порядок предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 г. № 717-па в пункте 10 пп. 1 в части "отсутствие бюджетных ассигнований на предоставление субсидий" не соответствующим пункту 5 статьи 790 ГК РФ, пункту 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)", а также разъяснениям, данным ВАС РФ в п.п. 5 пункте 16 постановления Пленума от 22.06.2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и не действующим в указанной части;
- признать Справку-расчет (Приложение к Порядку предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 г. № 717-па) в пунктах 7 - 8 не соответствующей пункту 5 статьи 790 ГК РФ, пункту 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)", а также разъяснениям, данным ВАС РФ в п.п. 5 пункте 16 постановления Пленума от 22.06.2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и не действующей в указанной части.
В процессе производства по делу заявитель уточнил требования, просил признать недействующими: как несоответствующие п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)":
- пункт 1 Постановления Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) в части слова "частично";
- пункт 1 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) в части слов "частично";
- пункт 3 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) в части слов "частичное";
- пункт 7 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013);
- пункт 10 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) в части слов "отсутствие бюджетных ассигнований на предоставление субсидий" как не соответствующий пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 года "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
- Справку-расчет (Приложение к Порядку предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 № 717-па (в ред. от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) в пунктах 7 - 8 не соответствующей пункту 5 статьи 790 ГК РФ, п. 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)", а также разъяснениям, данным ВАС РФ в пп. 5 пункта 16 Постановления Пленума от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и недействующей в указанной части.
Уточненные требования приняты судом к производству.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Курской области. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области.
Представитель заявителя поддержал уточненные требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представил письменное мнение с возражениями против удовлетворения требований заявителя.
Представитель прокурора Курской области просил удовлетворить заявленные требования частично, представил письменное мнение.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

Открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Центральная ППК"), место нахождения: 115054, Москва, Павелецкая площадь, д. 1А, зарегистрировано в качестве юридического лица 08.12.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370.
ОАО "Центральная ППК" с 16 мая 2006 года в соответствии с лицензией серии ППБ № 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
ОАО "Центральная ППК" является субъектом естественной монополии. Приказами Федеральной службы по тарифам России от № 446-т от 14.12.2009, № 629-т от 27.12.2010 года ОАО "Центральная ППК" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности "в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок на территории Москва, Московская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Орловская, Курская, Брянская, Калужская, Смоленская областях".
В 2012 году ОАО "Центральная ППК" осуществляет транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Курской области на основании договора № 1/ТО/12 от 23.12.2011 года.
Согласно договору № 1/ТО/12 от 23.12.2011 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Курской области в 2012 году перевозчик (ОАО "Центральная ППК") осуществляет организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Курской области, согласно размеру объема перевозок, определенных заказчиком, в соответствии с приложением № 1 к договору. Транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Курской области осуществляется перевозчиком по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Курской области. Заказчик (Администрация Курской области) обеспечивает предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах от пригородных железнодорожных перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2012 год. Перевозчик обязуется обеспечить выполнение установленных размеров движения пригородных поездов на определенных в Приложении № 1 к договору пригородных маршрутах пригородных поездов на территории Курской области в 2012 году. Заказчик обязуется возместить перевозчику потери в доходах от пригородных железнодорожных перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, рассчитанные в соответствии с действующими нормативными актами, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2012 год (пп. 1.1 - 1.3., 2.1.1., 3.1.3 договора).
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении осуществляется по тарифам на проезд пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Курской области, установленным Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 08.07.2011 г. № 59.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право, при условии возмещения убытков, вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в который включен такой вид услуг, как перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
16 августа 2012 года Постановлением Администрации Курской области № 717-па утвержден Порядок предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Порядок).
По мнению ОАО "Центральная ППК" Постановление Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па противоречит нормам действующего гражданского законодательства РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В свою очередь, тарифы на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения устанавливаются в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", согласно которому органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий (далее - Положение), согласно которому государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней а услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).
Постановлением Правительства РФ № 643 от 05.08.2009 г. "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Постановление Правительства РФ № 643) утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (далее - Перечень). Пунктом 5 Перечня предусмотрено, что тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении устанавливаются регулирующими органами.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 17-ФЗ) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Пунктом 13 Постановления Правительства РФ № 643 предусмотрено, что основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат. Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования.
При установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Частью 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ установлено, что потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, при этом порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако, обжалуемое Постановление предусматривает предоставление субсидий из областного бюджета на частичное возмещение затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта.
Так, пунктом 3 Порядка установлено, что целью предоставления субсидий является частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
По мнению заявителя необходимо учитывать также, что на перевозчика, на которого распространяется положения обжалуемого нормативного правового акта, не возложено бремя расходов по реализации регионального законодательства, устанавливающего тарифы для населения ниже экономически обоснованного уровня для транспортной организации. Выполнение этой обязанности, которая может привести к возникновению убытков у юридического лица - коммерческой организации, противоречит целям его деятельности.
Кроме того, пунктом 7 Постановления указано, что частичное возмещение затрат или недополученных доходов перевозчику подлежит возмещению за счет средств областного бюджета из расчета 5 рублей (6,43 руб. в ред. постановления Администрации Курской области от 19.12.2012 № 1103-па) за 1 вагоно-километр. Данный размер противоречит вышеуказанным правовым нормам, поскольку применение расчета не приведет к полному возмещению расходов, понесенных перевозчиком. Размер субсидии для возмещения недополученных доходов в данном случае ставится в зависимость от установленного размера компенсации выпадающих доходов на один вагоно-километр (5 рублей, далее 6,43 руб. за 1 вагоно-километр), а не от фактически понесенных расходов перевозчика.
Таким образом, по мнению заявителя, Постановление Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в ред. от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) противоречит действующему законодательству РФ, имеющему большую юридическую силу.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, прокурора, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Оспариваемый акт регулирует отношения по возмещению потерь организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, рассчитан на неоднократное применение, вследствие чего настоящий спор должен быть рассмотрен в порядке гл. 23 АПК РФ.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В ведении Российской Федерации находится федеральный транспорт и федеральные пути сообщения (пункт "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Данная правовая норма корреспондирует с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В названный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение предусмотренных действующим законодательством положений принято постановление Администрации Курской области от 16.08.2012 № 717-па "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013).
Таким образом, Постановление администрации Курской области от 16.08.2012 № 717-па "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" принято уполномоченным органом в рамках компетенции, предоставленной законом. Нормативный правовой акт опубликован в газете "Курская правда" № 102, 25.08.2012 и на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru.
Из материалов дела следует, что Администрацией Курской области и ОАО "Центральная ППК" заключен договор № 1/ТО/12 от 23.12.2011 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Курской области, в соответствии с п. 3.1.3 которого заказчик обязывался возместить перевозчику потери в доходах от пригородных железнодорожных перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, рассчитанные в соответствии с действующими нормативными актами, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2012 год.
Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предоставлению субсидий коммерческим организациям, осуществляется положениями Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Частью 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании указанных положений действующего законодательства 31.10.2007 принят Закон Курской области № 106-ЗКО "О предоставлении субсидий из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта на возмещение убытков от пригородных железнодорожных перевозок".
Согласно ст. 3 указанного закона субсидии организациям железнодорожного транспорта, получившим убытки от пригородных пассажирских перевозок на территории Курской области, предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на данные цели законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке, установленном Администрацией Курской области.
В соответствии с п/п а п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона Курской области от 12.12.2011 № 103-ЗКО "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (в ред. от 12.12.2011) за счет средств областного бюджета предусматривалось предоставление субсидий в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годах организациям железнодорожного транспорта:
на возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по проезду в поездах пригородного сообщения отдельным категориям граждан;
на возмещение убытков, полученных от пригородных пассажирских железнодорожных перевозок.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Курская область установила предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах от пригородных железнодорожных перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня в полном объеме.
Законом Курской области от 22.11.2012 № 103-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" часть 1 ст. 18 Закона Курской области от 12.12.2011 № 103-ЗКО дополнена подпунктом "з", предусматривающим предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта - на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Администрацией Курской области не представлено правовое основание установления указанного вида субсидии на частичное возмещение убытков, полученных от пригородных пассажирских железнодорожных перевозок, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
При этом действующим федеральным законодательством не предусмотрено частичное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникшие в результате установления преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования, предоставление указанной субсидии также не предусмотрено законодательными актами Курской области.
В связи с чем, вид субсидии, установленный Законом Курской области от 22.11.2012 № 103-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", не соответствует субсидии, предоставляемой перевозчикам в возмещение доходов, возникших в результате регулирования тарифов, предусмотренной федеральным законодательством.
Учитывая, что федеральное законодательство имеет большую юридическую силу, ссылка Администрации Курской области на часть 1 ст. 18 Закона Курской области от 12.12.2011 № 103-ЗКО "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", предусматривающую частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, не может быть принята судом во внимание.
При указанных обстоятельствах, пункт 1 Постановления Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па в части слов "частичное"; пункт 1 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па, в части слов "частичного"; пункт 3 Порядка предоставления субсидий в 2012 год из областного бюджета на частичное возмещение бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па, в части слов "частичное" не соответствуют п. 5 ст. 790 ГК РФ, п. 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)", и нарушают права ОАО "Центральная ППК" на возмещение затрат и недополученных доходов, возникших вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в полном объеме.
Пунктом 7 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении предусмотрено, что частичное возмещение затрат и недополученных доходов подлежит возмещению за счет средств областного бюджета из расчета 6,43 руб. за 1 вагоно-километр.
Из материалов дела следует, что Областной целевой программой "Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2010 - 2012 годах" предусмотрено предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах от пригородных железнодорожных перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня в 2012 году в сумме 8765 тыс. руб. А также субсидий на частичное возмещение затрат и доходов транспортных организаций железнодорожного транспорта, возникающих вследствие регулирования тарифов в пригородном сообщении на 2012 год в сумме 36115 тыс. руб.
Объем вагоно-километровой работы в 2012 году планировался в размере 5615 тыс. вагоно-километров. Вследствие чего ставка на возмещение затрат или недополученных доходов установлена из расчета 6,43 руб./вагоно-километр.
При этом ответчиком при расчете ставки учтен только размер субсидии, предоставляемый в рамках целевой программой развития, без учета обязательств бюджета, возникающих по исполнению обязательств по договору № 1/ТО/12 от 23.12.2011 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Курской области.
Администрацией Курской области не представлен экономически обоснованный расчет планируемых затрат и доходов организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих пригородные перевозки пассажиров по тарифам ниже экономически обоснованно уровня, подтверждающих заложенную в бюджет сумму субсидий в размере 36115 тыс. руб.
Размер субсидии на частичное возмещение затрат и доходов транспортных организаций железнодорожного транспорта, возникающих вследствие регулирования тарифов в пригородном сообщении, в сумме 36115 тыс. руб. каким-либо расчетом не подтвержден.
Таким образом, расчет размера названной субсидии произведен органом государственной власти произвольно, вследствие чего установление ставки на возмещение затрат или недополученных доходов в размере 6,43 руб./вагоно-километр носит произвольный характер, не основано на расчетах планируемых затрат и доходов транспортной организации по данному виду деятельности.
Произвольный, без соответствующего экономического обоснования, установленный размер ставки частичного возмещения затрат и недополученных доходов перевозчику из расчета 5 и 6,43 руб. за 1 вагоно-километр, не покрывает фактические затраты организаций железнодорожного транспорта, что подтверждается материалами дела (расходы от пригородных перевозок железнодорожным транспортом за 2012 год по территории Курской области составили 42901,14 тыс. руб. с учетом субсидирования перевозок из областного бюджета за 1 квартал 2013 года 16835,81 тыс. руб.), чем нарушает права перевозчиков и не соответствует п. 5 ст. 790 ГК РФ, п. 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)".
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 ст. 85 БК РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85).
Указанные нормы обязывают органы законодательной (представительной) власти учитывать соответствующие расходы, в том числе по возмещению затрат и доходов от регулирования тарифов, при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 16 постановления от 22.06.2006 № 23, если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Следовательно, отсутствие бюджетных ассигнований на предоставление субсидии не может являться основанием для возврата документов перевозчику, обратившемуся за предоставлением субсидии на возмещение затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, возникающих вследствие регулирования тарифов.
В связи с чем, требование заявителя о признании недействующим п. 10 Порядка предоставления субсидий в части слов "отсутствие бюджетных ассигнований на предоставление субсидий" подлежит удовлетворению, поскольку не соответствует п. 5 ст. 790 ГК РФ, п. 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 85 БК РФ.
Наряду с этим, заявитель просит признать недействующим Справку-расчет (Приложение к Порядку предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. При этом заявитель не указывает нормы федерального законодательства, которым противоречит данный документ, не указывает какие права и законные интересы общества нарушены предоставлением указанных сведений Комитету промышленности, транспорта и связи Курской области.
Учитывая, что определение порядка предоставления названной субсидии является прерогативой субъекта Российской Федерации и не урегулировано в этой части федеральным законодательством, требование заявителя о признании недействующим справки-расчета удовлетворению не подлежит.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, и подтверждающих законность положений оспариваемого нормативного правового акта в части в нарушение статьи 65 АПК РФ, заинтересованное лицо суду не представило.
Следовательно, оспариваемые акты нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенных обстоятельств требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с частью 7 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче заявления в арбитражный суд в размере 2000 рублей, в порядке статьи 110 АПК РФ, подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 17, 27, 29, 167 - 170, 176, 177, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействующими:
как несоответствующие п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 года "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)":
- пункт 1 Постановления Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) в части слова "частично";
- пункт 1 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) в части слов "частично";
- пункт 3 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) в части слов "частичное";
- пункт 7 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013);
- пункт 10 Порядка предоставления субсидий в 2012 году из областного бюджета на частичное возмещение затрат или недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта убытков организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные железнодорожные перевозки, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденный Постановлением Администрации Курской области от 16.08.2012 года № 717-па (в редакциях от 12.10.2012, от 19.12.2012, от 31.01.2013) в части слов "отсутствие бюджетных ассигнований на предоставление субсидий" как не соответствующий пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 года "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Администрации Курской области в пользу открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий
О.А.МАТВЕЕВА

Судьи
Т.Ю.АРЦЫБАШЕВА
Д.В.ЛЫМАРЬ


------------------------------------------------------------------