Решение Курчатовской городской Думы от 31.07.2013 N 56 "О предварительном согласовании размещения на территории муниципального образования "Город Курчатов" Курской области энергоблоков N 3 и N 4 Курской АЭС-2"



КУРЧАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. № 56

О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КУРЧАТОВ"
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЭНЕРГОБЛОКОВ № 3 И № 4 КУРСКОЙ АЭС-2

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и письмом Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области Администрации Курской области от 15.07.2013 о согласовании размещения энергоблоков № 3 и № 4 Курской АЭС-2 на территории города Курчатова и одобрения проекта декларации о намерениях инвестирования в строительство энергоблоков № 3 и № 4 Курской АЭС-2, руководствуясь Уставом муниципального образования "Город Курчатов" Курской области, Курчатовская городская Дума решила:
1. Согласовать размещение энергоблоков № 3 и № 4 Курской АЭС-2 на площадке действующей Курской АЭС, на территории III очереди Курской АЭС, находящейся на территории муниципального образования "Город Курчатов" Курской области.
2. Одобрить представленный ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОАО "Концерн Росэнергоатом") проект декларации о намерениях инвестирования в строительство энергоблоков № 3 и № 4 Курской АЭС-2 (приложение).
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Курчатовской городской Думы по законности и правовому регулированию в пределах ее компетенции.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава города
И.В.КОРПУНКОВ





Приложение

Утверждаю
Генеральный директор
Государственной корпорации
по атомной энергетики "Росатом"
_________________ С.В. Кириенко
"__" __________________ 2013 г.

ДЕКЛАРАЦИЯ
О НАМЕРЕНИЯХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВО
ЭНЕРГОБЛОКОВ № 3 И 4 КУРСКОЙ АЭС-2

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Генеральный директор
генерального директора ОАО "Концерн Росэнергоатом"
Госкорпорации "Росатом" -
директор по операционному
управлению
____________________ А.М. Локшин ________________ Е.В. Романов
"__" ___________________ 2013 г. "__" ________________ 2013 г.

Директор по Первый заместитель
капитальным вложениям Генерального директора
Госкорпорации "Росатом" ОАО "Концерн Росэнергоатом"
___________________ Г.С. Сахаров ________________ В.Г. Асмолов
"__" ___________________ 2013 г. "__" ________________ 2013 г.

Директор по управлению Заместитель Генерального
ЖЦ ЯТЦ и АЭС директора - директор по стратегии
Госкорпорации "Росатом" и организационному развитию
ОАО "Концерн Росэнергоатом"
_________________ В.И. Корогодин _________________ П.Л. Ипатов
"__" ___________________ 2013 г. "__" ________________ 2013 г.

Заместитель Генерального
директора - директор по
производству и эксплуатации АЭС
ОАО "Концерн Росэнергоатом"
________________ А.В. Шутиков
"__" ________________ 2013 г.

Заместитель Генерального
директора - директор филиала
ОАО "Концерн Росэнергоатом"
"Научно-инженерный центр"
________________ С.И. Антипов
"__" ________________ 2013 г.

1. Цель инвестирования

Целью сооружения энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2 является своевременное замещение энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС после окончания срока их эксплуатации в 2024 и 2026 годах, соответственно.

2. Основание для инвестиционного проекта,
основополагающие документы и законодательная основа

2.1. Основные задачи инвестирования:
- создание высокорентабельного объекта хозяйственной деятельности для обеспечения устойчивого покрытия роста спроса на базисную электроэнергию по прогнозам топливно-энергетического баланса южной части ОЭС Центра на долгосрочный период;
- сооружение энергоблоков Курской АЭС-2 с использованием промышленного, строительного и кадрового потенциала региона;
- устойчивое социальное и промышленное развитие региона.
2.2. Основополагающие документы:
- Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Курской области от 24.05.2007 № 381-IV ОД;
- Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года, одобренная на заседании Правительства Российской Федерации 03.06.2010 (далее - Генеральная схема);

- Схема территориального планирования Курской области, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 23.07.2010 № 318-па;
- решение Представительного Собрания Курчатовского района Курской области от 15.07.2011 № 140-II о размещении на территории муниципального района "Курчатовский район" Курской области энергоблоков № 1 и № 2 Курской АЭС-2;
- решение Курчатовской городской Думы от 17.08.2011 № 49 о предварительном согласований размещения на территории муниципального образования "Город Курчатов" Курской области энергоблоков № 1 и 2 Курской АЭС-2;
- Декларация о намерениях инвестирования в строительство энергоблоков № 1 и 2 Курской АЭС-2, утвержденная Генеральным директором Госкорпорации "Росатом" 08.09.2011;
- постановление Губернатора Курской области от 11.11.2011 № 461-пг "О размещении энергоблоков № 1 и 2 Курской АЭС-2 на территории Курской области";
- приказ Госкорпорации "Росатом" от 15.10.2012 № 1/946-П "Об организации работ по сооружению Курской АЭС-2 по проекту ВВЭР-ТОИ".
2.3. Исходные данные:
- Курская АЭС-2. Обоснование инвестиций в строительство. Том 4. Предварительная оценка экологической безопасности АЭС. 01.KRS.2 0.0FEA.OI. TOS004, ОАО "Атомэнергопроект". Москва, 2003;
- Инвестиционный замысел строительства Курской АЭС-2, утвержденный Генеральным директором ОАО "Концерн Росэнергоатом" 16.11.2011;
- Курская АЭС-2. Энергоблоки 1, 2. Обоснование инвестиций в строительство Курской АЭС-2. Том 5. Оценка воздействия на окружающую среду. KUR-ACH0008. ОАО "Атомэнергопроект". 2013.
2.4. Законодательная основа:
- законы и нормативные акты Российской Федерации, Курской области в сфере использования атомной энергии, действующие правила и нормы по безопасности в атомной энергетике Российской Федерации, а также другие документы, отражающие требования к радиационной безопасности населения, защите окружающей природной среды, проведению экологической экспертизы и регулированию инвестиционно-строительной деятельности.

3. Заказчик АЭС

3.1. Заказчик-застройщик АЭС: открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОАО "Концерн Росэнергоатом"):
109507, г. Москва, ул. Ферганская, д. 25
ИНН 7705043461, КПП 997450001, ОКПО 08844275, ОШНХ 19900
АБ "Газпромбанк" (ЗАО), г. Москва
Р/с 40502810600000002337
К/с 30101810200000000823
БИК 044525823
Генеральный директор - Романов Е.В.
3.2. Генеральный проектировщик и Генеральный подрядчик - ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" (далее - ОАО "НИАЭП").
3.3. Разработчик базовой части проекта (неизменяемая часть проекта ВВЭР-ТОИ) - ОАО "Атомэнергопроект".

4. Местоположение намечаемой к строительству АЭС

Для размещения энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2, как и энергоблоков № 1 и 2, рассматривается площадка с условным названием "Макаровка", расположенная на правом берегу р. Сейм. Промплощадка Курской АЭС-2 в составе четырех энергоблоков, внеплощадочные здания и сооружения и стройбаза Курской АЭС-2 частично располагаются на территории, находящейся в границах отвода земли для гидротехнических сооружений III очереди Курской АЭС, сооружение которой не планируется. Для системы технического водоснабжения энергоблоков № 1, 2, 3 и 4 Курской АЭС-2 предусматривается использование запасов воды прудов-охладителей Курской АЭС. Необходимость реконструкции прудов-охладителей, увеличения их емкости определяется при разработке предпроектной и проектной документации Курской АЭС-2.
Ситуационная схема площадки "Макаровка" и рассматриваемые варианты размещения Курской АЭС-2 в составе 4 энергоблоков на площадке приведены в приложениях.
Для рассматриваемой площадки размещения Курской АЗС-2 максимальная интенсивность сейсмических воздействий повторяемостью один раз в 1000 лет составляет 4 - 5 баллов по шкале MSK-64, повторяемостью один раз в 10000 лет - 5 - 6 баллов по шкале MSK-64. С учетом конкретных сейсмических свойств грунтов площадки, значения интенсивности проектного землетрясения - землетрясения повторяемостью один раз в 1000 лет - ПЗ и максимального расчетного землетрясения - землетрясения повторяемостью один раз в 10000 лет - МРЗ принимаются, соответственно, 6 и 7 баллов по шкале MSK-64.
Окончательное решение по размещению Курской АЭС-2 будет приниматься по результатам инженерных изысканий и исследований при разработке предпроектных материалов с учетом всех выявленных ограничивающих факторов, сопоставления технико-экономических показателей и согласований органов местного самоуправления.

5. Наименование АЭС, ее технические и технологические
данные

Наименование АЭС: филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная электростанция-2".
При разработке предпроектных и проектных материалов рассматривается сооружение Курской АЭС-2 в составе четырех энергоблоков с применением на каждом из четырех энергоблоков реакторных установок с водо-водяными энергетическими реакторами под давлением по проекту ВВЭР-ТОИ. Установленная электрическая мощность каждого энергоблока - 1255 МВт (эл.).
Основные расчетные показатели энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-ТОИ и второй очереди Курской АЭС-2 с энергоблоками № 3 и 4:


Проект ВВЭР-ТОИ

Установленная электрическая мощность двух энергоблоков, МВт 2510

Планируемый срок эксплуатации энергоблока, лет 60

КПД (брутто) энергоблока для среднегодовых условий, % 37,9

Коэффициент готовности энергоблока, % 93

Прогнозное среднегодовое количество отпускаемой электроэнергии 19,0
от двух энергоблоков, ТВт.ч.

Прогнозное среднегодовое количество отпускаемой тепловой энергии 1,35
от двух энергоблоков, млн. Гкал


6. Потребность в земельных ресурсах

По предварительным оценкам площадь участка земли, необходимая для размещения энергоблоков № 1 - 4 Курской АЭС-2, составляет около 202 га (с учетом площади стройбазы 42 га) и подлежит уточнению в установленном порядке на этапе разработки предпроектных и проектных материалов.
В целях защиты населения в районе размещения АЭС устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона в границах периметра промплощадки АЭС и зона наблюдения радиусом до 15 км (радиус зоны наблюдения Курской АЭС-2 в составе четырех энергоблоков уточняется на этапе проектирования).
С учетом продолжительности сооружения, срока эксплуатации и вывода из эксплуатации энергоблоков ориентировочный срок использования промплощадки составляет 100 лет.

7. Намечаемые сроки и стоимость строительства АЭС

7.1. Предполагаемые сроки строительства АЭС

Общий расчетный срок обоснований, разработки и реализации инвестиционного проекта строительства энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2 - 2013 - 2026 гг.
Основные этапы и ориентировочные сроки разработки документации и сооружения энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2:
- задание на разработку, разработка, проведение экспертизы и утверждение предпроектных материалов, оформление акта выбора земельного участка, получение лицензии на размещение - 2013 - 2015 гг.;
- разработка проектных материалов, проведение инженерных изысканий и получение лицензии на сооружение и разрешения на строительство - 2016 - 2018 гг.;
- подготовительный период строительства на промплощадке энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2 - 2019 г.;
- основной период строительства энергоблока № 3 - 2020 - 2023 гг., энергоблока № 4 - 2022 - 2025 гг.;
- ввод энергоблоков № 3 и 4 в эксплуатацию - 2024 и 2026 годы, соответственно, что обеспечивает своевременное замещение генерирующих мощностей выводимых из эксплуатации действующих энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС.

7.2. Ориентировочная стоимость строительства АЭС


Суммарные капиталовложения в строительство энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2 оцениваются 200 млрд. рублей без учета НДС в ценах 2012 года. Более точная оценка стоимости сооружения энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2 в актуальных и базовых ценах будет выполнена на этапе разработки материалов обоснований инвестиций (ОБИН) и при разработке сводного сметного расчета в составе проектной документации.

8. Потребность АЭС в рабочей силе

Для сооружения двух новых энергоблоков проекта ВВЭР-ТОИ необходима численность строительно-монтажного персонала не менее 6100 человек в пиковый период строительства. Для выполнения строительно-монтажных работ намечается подготовка и использование местных и привлекаемых из других регионов Российской Федерации кадров подрядных организаций, обладающих опытом работ по строительству АЭС. Подрядные организации будут привлекаться на конкурсной основе.
Промышленно-производственный персонал двух энергоблоков составляет 960 человек. В численность собственного персонала АЭС не включены 1000 ремонтников, привлекаемых на период проведения ремонта.
Для комплектации эксплуатационного персонала предусматривается переподготовка специалистов, работающих на Курской АЭС, и подготовка молодых специалистов в основном на базе системы среднего и высшего профессионального образования, системы повышения квалификации ОАО "Концерн Росэнергоатом".

9. Потребность АЭС в сырье и материалах

Предполагается использовать местные и привозные материалы, в основном с существующих производственных мощностей, удовлетворяющие соответствующим требованиям по качеству и цене.
Основное (реакторы, турбины, генераторы) и вспомогательное оборудование энергоблоков АЭС будет изготовляться и поставляться российскими и зарубежными предприятиями. Предприятия и организации, участвующие в изготовлении и поставках оборудования и материалов для сооружения энергоблоков, будут привлекаться на конкурсной основе.
Количественная оценка и основные требования по качеству оборудования, комплектующих изделий, материалов и сырья будут определены в предпроектных и проектных материалах.

10. Потребность АЭС в водных ресурсах

10.1. Техническое водоснабжение

С учетом требований, предъявляемых к системам АЭС, теплообменному оборудованию (надежность водоснабжения и охлаждения) и технической охлаждающей воде (температура, расход, напор и показатели качества), будут предусмотрены три системы охлаждения:
- система охлаждения турбинного оборудования (конденсаторов турбин и вспомогательных потребителей машзала), обеспечивающая отвод тепла от конденсаторов и части вспомогательного оборудования, - система основной охлаждающей воды;
- система охлаждения ответственных потребителей, обеспечивающая отвод тепла от систем безопасности;
- система охлаждения неответственных потребителей, обеспечивающая отвод тепла от вспомогательных систем и оборудования энергоблоков.
На стадии разработки предпроектных материалов Курской АЭС-2 рассматриваются:
- оборотная схема системы охлаждения с использованием в качестве охладителей башенных градирен. Подпитка системы охлаждения основного оборудования осуществляется из водоема-охладителя I и II очереди (при соответствующем обосновании возможна из водоема-охладителя III очереди) Курской АЭС, который в свою очередь подпитываются из р. Сейм;
- смешанная схема системы охлаждения с использованием в качестве охладителей башенных градирен и водоемов-охладителей. Подпитка системы охлаждения основного оборудования осуществляется из водоемов-охладителей, которые в свою очередь подпитываются из р. Сейм.
Средний за межень расход воды р. Сейм за период с 1927 по 2011 годы обеспеченностью 95% и 99% составил 12,4 и 10,5 м3/с, соответственно.
Конкретные решения по системам охлаждения и технического водоснабжения разрабатываются в предпроектных и проектных материалах Курской АЭС-2.

10.2. Хозяйственно-питьевое водоснабжение

Для рассматриваемых вариантов размещения промплощадки Курской АЭС-2 хозяйственно-питьевое водоснабжение энергоблоков № 3 и 4 предусматривается выполнить от одноименного источника для энергоблоков № 1 и 2 с подключением к соответствующим сетям согласно санитарным нормам и правилам.
Конкретные решения по системе хозяйственно-питьевого водоснабжения, включая использование подземных вод альбсеноманского горизонта существующих и разведанных месторождений подземных вод, разрабатываются в предпроектных и проектных материалах Курской АЭС-2.

10.3. Противопожарное водоснабжение

Для рассматриваемой площадки предусматривается противопожарный водопровод с подключением к наружным сетям противопожарного водоснабжения энергоблоков № 1 и 2 Курской АЭС-2.

10.4. Производственное водоснабжение

Для рассматриваемой площадки предусматривается производственный водопровод с подключением к наружным сетям производственного водоснабжения энергоблоков № 1 и 2 Курской АЭС-2.

11. Потребность АЭС в топливно-энергетических ресурсах

При строительстве энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2 предусматривается получать электрическую энергию от региональной системы линий электропередач 110 кВ и тепловую энергию от пускорезервной котельной или от введенных в эксплуатацию энергоблоков № 1 и 2 Курской АЭС-2. Потребности в энергоресурсах при эксплуатации будут обеспечиваться за счет использования на собственные нужды части вырабатываемой энергоблоками электроэнергии и тепла, на период ремонта одного из энергоблоков - от действующего энергоблока Курской АЭС-2.

12. Транспортное обеспечение

Доставка персонала будет осуществляться автомобильным транспортом по действующим и создаваемым маршрутам существующих и планирующихся к строительству автодорог.
В рассматриваемых вариантах размещения Курской АЭС-2 транспортное обслуживание АЭС предусматривается с использованием исторически сложившейся сети железных и автодорог в этом районе.
Основная железнодорожная магистраль сообщением Воронеж - Киев проходит через всю территорию района с востока на запад, соединяя районные центры Прямицыно, Курчатов, Льгов. Вдоль железной дороги проложена автомагистраль республиканского значения Воронеж - Киев. Из г. Льгова в направлении с севера на юг проходит железная дорога Санкт-Петербург - Мариуполь, соединяя районные центры Конышевка, Льгов и Суджа.
Шоссейные дороги районного значения Льгов - Конышевка и Прямицыно - Суджа проходят соответственно в северо-западной и юго-восточной части рассматриваемой территории. В районе развита сеть шоссейных дорог местного значения с асфальтовым, цементно-бетонным покрытием, но в целом преобладают улучшенные грунтовые дороги с профилированным полотном или ничем не усиленные. Движение автотранспорта по грунтовым дорогам осложняется из-за их размокания во время дождей.
На этапе разработки проектной документации с учетом транспортных коммуникаций, введенных со строительством энергоблоков № 1 и 2 Курской АЭС-2, уточняется достаточность коммуникаций для транспортировки строительных материалов, оборудования, персонала и населения, их соответствие нормативам по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, с учетом устанавливаемых ко времени пуска энергоблоков № 3 и 4 подходов и требований к уровню защиты населения и схемам путей эвакуации.

13. Обеспечение работников и их семей объектами
жилищно-коммунального и социально-бытового назначения

Для размещения 960 человек эксплуатационного персонала и членов их семей предусматривается развитие существующего жилищного комплекса и объектов социально-культурной инфраструктуры г. Курчатова.
При сооружении и эксплуатации Курской АЭС-2 предусматривается использовать существующие жилой фонд и инфраструктуру г. Курчатова, а также новые социальные объекты и жилье, предусмотренные проектом Генерального плана развития города к сооружению за счет налоговых поступлений от строительства и эксплуатации Курской АЭС-2.

14. Водоотведение стоков, методы их очистки
и использования

Сточные воды, образующиеся в процессе эксплуатации, предполагается отводить на очистные сооружения. Методы очистки будут применяться в соответствии с качественной характеристикой сточных вод.
Предусматриваются отведение и обработка следующих видов стоков:
- бытовые стоки зоны свободного доступа;
- бытовые стоки зоны контролируемого доступа;
- производственно-дождевые стоки;
- стоки, содержащие нефтепродукты;
- сточные воды от водоподготовки.
Очищенные в соответствии с нормативными показателями сточные воды после очистных сооружений предполагается использовать в системе технического водоснабжения АЭС.
С площадки АЭС предусматривается сброс продувочной воды. Расход продувочной воды с одного блока составляет 1700 м3/ч. Сброс продувочной воды с площадки осуществляется по трубопроводам продувки.
Схемой технического водоснабжения предусматривается сброс продувки как в р. Сейм, так и в регулирующее водохранилище (водохранилище-охладитель III очереди Курской АЭС) из условия обеспечения в реке ниже по течению промплощадки АЭС санитарного пропуска 8 м3/с. На выпуске трубопровода продувки предусматривается крепление берега.
Количественные характеристики сточных вод (pH, кальций, натрий + калий, жесткость общая, щелочность, сульфаты, хлориды, общее содержание, взвешенные вещества) определяются при разработке материалов ОБИН.

15. Отходы производства и их утилизация

Основные отходы производства - жидкие, твердые и газообразные нерадиоактивные и радиоактивные отходы.

15.1. Порядок безопасного обращения с радиоактивными отходами

Проектной документацией будет предусмотрена переработка жидких и твердых радиоактивных отходов с применением современных технологий с целью обеспечения безопасности при хранении и транспортировке. Примененные технологии будут обеспечивать получение конечного продукта, отвечающего требованиям нормативно-технических документов для временного хранения и окончательного захоронения радиоактивных отходов.
Жидкие радиоактивные среды будут подвергаться очистке и переработке с образованием повторно используемого в технологических циклах дистиллята. Ионообменные смолы, радиоактивный концентрат и шлам отверждаются с использованием цемента и добавок. Безопасные транспортировка, временное хранение на площадке АЭС, последующий вывоз для окончательного захоронения и захоронение отвержденных отходов будут обеспечиваться использованием защитных упаковок.
Твердые радиоактивные отходы будут подвергаться измельчению и уплотнению с дальнейшим хранением на территорий АЭС в стальных герметичных емкостях до отправки их на окончательное захоронение.
Комплекс проектных решений по обращению с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации энергоблоков, обеспечит долговременное хранение радиоактивных отходов в виде концентрированных твердых радиоактивных отходов в упаковках, отвечающих требованиям нормативных документов, и возможность последующей их отправки на окончательное захоронение.
Радиоактивные газообразные отходы после очистки на фильтрах до безопасного уровня, установленного требованиями санитарных норм и нормативно-технической документации, будут отводиться через высотную венттрубу. При этом радиационный фон атмосферы, воды и земли не превысит допустимых величин в соответствии с существующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами и будет соответствовать естественному радиационному фону. При нормальной эксплуатации АЭС годовые выбросы радиоактивных газов и аэрозолей в атмосферу не превысят годовых допустимых выбросов, установленных в СП АС-03 для АЭС с реакторами ВВЭР (табл. 5.3 СП АС-03).
Отработавшее ядерное топливо подлежит после технологической выдержки эвакуации с АЭС на постоянное хранение для последующей промышленной переработки на соответствующих отраслевых предприятиях Госкорпорации "Росатом".
Для хранения отходов, не попадающих в категорию радиоактивных, в проекте предусматривается сооружение соответствующих требованиям норм и правил полигонов.

15.2. Порядок безопасного обращения с отходами производства и потребления

Строительство и эксплуатация АЭС сопровождается образованием отходов производства и потребления. В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 28.07.2012 № 128-ФЗ) и СП 2.1.7.1386-03 отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:
- 1-й класс - чрезвычайно опасные;
- 2-й класс - высоко опасности;
- 3-й класс - умеренно опасные;
- 4-й класс - малоопасные;
- 5-й класс - практически неопасные отходы.
Количество не радиоактивных отходов, образующихся в процессе эксплуатации энергоблоков № 1 и 2 Курской АЭС-2, ориентировочно оценивается в 1400 т/год. Оценка сделана применительно к АЭС с ВВЭР-1200, аналогом являлась Нововоронежская АЭС-2.
Основной объем твердых отходов составляют неопасные (5-й класс) и малоопасные отходы (4-й класс) - 80 - 85%. Отходы 3-го класса составляют - 10 - 12%. Отходы 2-го и 1-го класса составляют не более 1%.
Отходы 1-го и 2-го класса опасности (люминесцентные лампы, свинцовые аккумуляторы, т.п.), образующиеся на АЭС, будут вывозиться на переработку.
Образующиеся в технологическом цикле на АЭС нерадиоактивные отходы от химических промывок парогенераторов, регенерационные растворы блочной обессоливающей установки и установки водоподготовки после нейтрализации утилизируются на шламоотвале АЗС.
Объемы бытовых отводов, образующихся в период эксплуатации АЭС, оценивались в соответствии со "Сборником удельных показателей образования отходов производства и потребления" (Москва, 1999 г.).
Норма накопления и плотности бытовых отходов на одного работника составит 70 кг/год и 0,25 т/м3, соответственно. Годовое количество бытовых отводов составит 72,8 т/год (291,2 м3/год).

16. Промышленная, радиационная и экологическая безопасность
АЭС (возможное влияние АЭС на окружающую среду, условия
жизни населения и граничные условия природопользования)

16.1. Ядерная и радиационная безопасность АЭС

В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" сооружаемые энергоблоки проектируются таким образом, что радиационное воздействие на население (персонал) и окружающую среду в условиях нормальной эксплуатации при предполагаемых эксплуатационных нарушениях и авариях не приводит к превышению установленных нормативными документами доз облучения. Радиационное воздействие на население, персонал и окружающую среду поддерживается ниже установленных пределов.
В соответствии с требованиями нормативных документов оценка радиационной безопасности предполагаемых к сооружению новых энергоблоков АЭС для окружающей среды и населения будет включать в себя:
- характеристики радиационного воздействия на население и окружающую среду;
- выполнение мероприятий по радиационной безопасности и выполнение требований норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
- вероятность радиационных аварий и их масштаб;
- степень готовности к предотвращению и эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий.
Предусматриваемые при проектировании технические решения, обеспечивающие ядерную и радиационную безопасность объекта, будут гарантировать уровень безопасности населения и персонала и окружающей природной среды, соответствующий требованиям Закона Российской Федерации "О радиационной безопасности населения", нормативной документации Российской Федерации и рекомендациям Международной комиссии по радиологической защите и МАГАТЭ в этой области. Для контроля радиационной обстановки в период строительства в зоне наблюдения и эксплуатации АЭС создается автоматизированная система контроля радиационной обстановки.
Для независимого контроля радиационной обстановки в зоне наблюдения предусматривается использование органов государственной системы контроля (Федеральное медико-биологическое агентство, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Росгидромет) с доступностью информации для общественности.
Обеспечение радиационной безопасности в проекте достигается мерами по предотвращению аварий, ограничению их радиационных последствий, достижению "практической невозможности" (с вероятностью менее 1 случая за 10000000 лет) аварии с радиационными последствиями.
Расчетный радиус зоны экстренной эвакуации и отселения населения не превышает 800 м, что исключает необходимость экстренной эвакуации и отселения населения; радиус зоны планирования защитных мероприятий при запроектных авариях, в пределах которой возможно введение защитных мер для населения после завершения ранней стадии аварии, не превышает 3 км. Размер вышеупомянутых зон будет уточняться по результатам проведения инженерных изысканий и разработки предпроектной и проектной документации.
Вероятностные критерии безопасности проекта будут удовлетворять требованиям НП-001-97 (ОПБ-88/97). В проектной документации будет показано, что оцененное на основе вероятностного анализа безопасности значение суммарной вероятности тяжелых запроектных аварий, в том числе на остановленном реакторе, менее 10 на реактор в год. В целях исключения необходимости эвакуации населения за пределами зоны планирования защитных мероприятий, устанавливаемой в соответствии с нормативными требованиями к размещению АЭС, в проектной документации будет показано, что оцененное значение вероятности предельного аварийного выброса не превышает 10.7 на реактор в год.
К нерадиационным видам воздействия АЭС на окружающую среду и условия жизни населения на территории размещения новых мощностей относятся:
- отчуждение земли;
- влияние строительства на ландшафт, животный и растительный мир;
- отбор воды из подземных и поверхностных источников на производственные и бытовые нужды;
- не радиоактивные производственные и бытовые стоки;
- отходы производства и потребления;
- выбросы и сбросы загрязняющих (химических) веществ в период строительства, эксплуатации и вывода атомной станции из эксплуатации;
- выбросы тепла и влаги в атмосферу.
В процессе разработки предпроектных материалов (ОБИН) энергоблоков № 1 и 2 Курской АЭС-2 выполнена оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения, планируются общественные слушания и государственная экологическая экспертиза разработанной документации в соответствии с нормативными требованиями и законодательством Российской Федерации. Поскольку деятельность АЭС связана с потенциальной опасностью, будет осуществлено декларирование безопасности энергоблоков Курской АЭС-2 на стадии разработки проектной документации.

16.2. Экологическая и радиационная безопасность населения и окружающей среды

На основании предварительных изыскательских и исследовательских работ, системного анализа фондовых и полевых материалов для рассматриваемой площадки размещения Курской АЭС-2 можно сделать следующие основные выводы о фактическом состоянии природной среды, медико-демографической ситуации и социально-экономических условиях района размещения Курской АЭС-2.
Природно-климатические условия в регионе действующей Курской АЭС и на территории, предлагаемой для размещения площадки Курской АЭС-2, соответствуют действующим нормативным документам по размещению АЭС, благоприятны для размещения и не имеют запрещающих факторов для строительства и эксплуатации АЭС.
Медико-демографическая ситуация, в Курской области характеризуется отрицательным приростом населения за счет естественной убыли. Динамика характеризуется увеличением относительного показателя рождаемости и снижением смертности. В 2011 году родилось 12926 человек, умерло - 18901 человек. Показатель рождаемости в 2011 году составил 11,5 на 1 тыс. населения, что выше показателя 2010 года (11,2) на 2,6%. Показатель смертности в 2011 году составил 16,8 на 1 тыс. населения, что ниже показателя 2010 года (17,6) на 4,8%. Сравнение демографических показателей по месту жительства выявляет более низкую рождаемость и более высокую смертность в сельских районах области. В структуре смертности 2011 года по нозологическим формам ведущее место, как и в предыдущие годы, занимают болезни системы кровообращения - 55,25%. Второе место в структуре смертности сохраняется за новообразованиями - 14,45%; на третьем месте травмы и отравления - 7,07%. Ранжирование данных показателей на протяжении ряда последних лет остается практически неизменным.
Промышленность Курской области представлена 14 отраслями. Определяющую роль в хозяйственном комплексе области играют электроэнергетика (31,7%), черная металлургия (14,9%), машиностроение и металлообработка (16,3%), пищевая промышленность (13,3%).

Состояние региона действующей уже более 30 лет Курской АЭС, т.е. состояние природных комплексов региона, условий жизни населения по качественным показателям, определяемым работой АЭС оценивается как благополучное, никаких ограничений на использование территорий региона, его водных объектов, в том числе водоема-охладителя Курской АЭС нет.
Содержание радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, воде, почве и сельскохозяйственной продукции местного производства находится на уровне естественных (фоновых) значений. Показатели состояния здоровья населения в регионе не отличаются или лучше средних по Российской Федерации показателей. Эти показатели указывают на то, что работа Курской АЭС не влияет отрицательно на состояние здоровья населения региона, флору и фауну.
Регион размещения Курской АЭС-2 расположен в зоне северной лесостепи на юго-западных отрогах Среднерусской возвышенности в бассейне р. Сейм. Территория представляет собой полого-холмистую равнину, рассеченную густой овражно-балочной сетью, абсолютные высоты которой не превышают 260 м, а максимальные перепады "долина-водораздел" - 120 - 130 м. Коренная растительность представлена луговыми (северными) степями и дубравами. Леса региона размещения Курской АЭС-2 подвергались и подвергаются интенсивному хозяйственному использованию. В первую очередь это выпас здесь скота, сенокошение, сбор валежника, ягод, грибов, орехов, охота. Особая негативная роль - распространенные выборочные рубки, т.е. вырубались не отставшие и усыхающие деревья, а часто более крупномерные. Таким образом, главной причиной изменения видового разнообразия растительности и даже в определенной мере структуры ландшафтов в регионе является интенсивная хозяйственная деятельность человека: освоение территорий под сельскохозяйственное производство, строительство дорог, населенных пунктов и коммуникаций, интенсивное лесопользование.
Согласно предварительной оценке экологической безопасности Курской АЭС-2, сведениям о природных условиях в регионе можно считать, что в регионе возможно обеспечить экологическую безопасность при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации Курской АЭС-2 в составе четырех энергоблоков.
Площадка "Макаровка" соответствует существующим требованиям, касающимся современной и прогнозируемой численности и плотности населения, а также размещения населенных пунктов относительно проектируемой АЭС.
Характеристики планируемой к размещению Курской АЭС-2 позволяют оценивать ее как источник "сверхмалых" воздействий на окружающую природную среду по всем видам воздействия, в том числе радиационным.
В целом рассматриваемая территория площадки "Макаровка" по природным и социально-экономическим условиям удовлетворяют НП-032-01 "Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности", утвержденным постановлением Госатомнадзора России от 08.11.2001 № 10.

17. Использование готовой продукции

Выдача вырабатываемой энергоблоками № 1 - 4 Курской АЭС-2 электроэнергии предусматривается через систему действующих и новых высоковольтных линий энергосистемы Курской области и южной части ОЭС Центра для внутреннего рынка.
По предварительным оценкам Инвестиционного замысла строительства Курской АЭС-2 общая длина сооружаемых высоковольтных линий для обеспечения надежной выдачи мощности энергоблоков № 1 - 4 Курской АЭС-2 составит около 850 км, в т.ч. для выдачи мощности энергоблоков № 3 и 4 - около 440 км, а суммарные капиталовложения для сооружения сетевых объектов напряжением 330 кВ и 750 кВ оцениваются в 25,6 млрд. рублей, в т.ч. для выдачи мощности энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2 - 12,5 млрд. рублей (в ценах 2009 года).
При разработке предпроектных материалов уточняется схема выдачи мощности и будет рассмотрен вопрос целесообразности теплоснабжения расположенных рядом с Курской АЭС-2 населенных пунктов от АЭС (исходные данные по нагрузкам предоставляет администрация населенных пунктов).

18. Экономическая и коммерческая оценка эффективности
инвестиций

Предварительная оценка эффективности инвестиций проводилась в 2009 - 2010 годах в ходе разработки и обоснования Генеральной схемы с использованием актуализированных исходных данных, в т.ч. стоимости сооружения АЭС.
Анализ экономической эффективности Курской АЭС-2, проведенный при разработке Инвестиционного замысла, показал, что Курская АЭС-2 конкурентоспособна по сравнению с альтернативными источниками базисной генерации на органическом топливе (угольными КЭС и ПГЭС) при достаточно широком диапазоне изменения исходных данных.
Источником инвестиций при строительстве энергоблоков № 3 и 4 Курской АЭС-2 будут являться собственные средства ОАО "Концерн Росэнергоатом", а также другие источники.
Экономическая и коммерческая оценки эффективности инвестиций будут уточняться на этапах разработки предпроектных и проектных материалов.

19. Вывод АЭС из эксплуатации

При разработке материалов обоснований инвестиций и проекта будет определен порядок вывода АЭС из эксплуатации и источник финансирования этих работ в соответствии с действующими нормативами и законодательством Российской Федерации.

Руководитель Управления
стратегического планирования,
и риск-менеджмента
ОАО "Концерн Росэнергоатом"
С.В.ЩЕГЛОВ

Директор
Проектно-конструкторского
филиала
ОАО "Концерн Росэнергоатом"
С.В.ЕГОРОВ

Президент ОАО "НИАЭП"
В.И.ЛИМАРЕНКО

Генеральный директор
ОАО "Атомэнергопроект"
М.Р.МУСТАФИН


------------------------------------------------------------------