Постановление Администрации Курской области от 04.12.2013 N 908-па "Об утверждении Концепции миграционной политики Курской области на период до 2025 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. № 908-па

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В целях реализации пп. 8.1 и 8.6 решения Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе от 14.12.2012 Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Курской области на период до 2025 года.
2. Постановление подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.

Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ





Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 4 декабря 2013 г. № 908-па

КОНЦЕПЦИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2025 ГОДА

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция миграционной политики Курской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Курской области в сфере миграции.
2. Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации миграционной политики Курской области.
3. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Курской области во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 года, утвержденной постановлением Курской областной Думы от 24.05.2007 № 381-IV ОД, другими документами стратегического планирования.
4. Разработка настоящей Концепции осуществлена с учетом регионального опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Курской области, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.
5. Понятия и термины настоящей Концепции используются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.

II. Условия формирования и реализации
миграционной политики Курской области

6. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Курской области.
Демографическая ситуация в регионе характеризуется сокращением численности постоянного населения, наблюдается отток трудоспособного населения в регионы Центрального федерального округа Российской Федерации.
7. Одним из источников увеличения численности населения Курской области в период с 2009 по 2012 год стала реализация программы Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008 - 2012 годы (далее - Программа), утвержденная постановлением Администрации Курской области от 15.01.2009 № 5.
По состоянию на 01.05.2013 в Курскую область в рамках Программы прибыло 7565 переселенцев, в том числе 5777 человек трудоспособного возраста, 1573 человека - несовершеннолетние дети, 215 человек - пенсионеры.
Дальнейшему увеличению миграционного прироста населения Курской области призвано способствовать начало реализации с 2013 года Программы Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2021 годы.
Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики Курской области является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития. За счет привлечения трудовых мигрантов в Курской области происходит частичное восполнение кадрового дефицита.
Однако осуществление трудовой деятельности данной категорией граждан носит временный, нестабильный характер, кроме того, присутствует языковый барьер, отсутствие знаний мигрантами культурных традиций принимающего сообщества.
8. В современных условиях миграция высококвалифицированных работников является важным источником, обеспечивающим экономический рост Курской области. Одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
Наиболее острой проблемой рынка труда области остается несоответствие спроса и предложения, порождающее структурную безработицу: в структуре спроса преобладают вакантные должности для рабочих, в то время как в числе безработных более 25% составляют инженерно-технические работники и служащие.
Несоответствие профессионально-квалификационной структуры предлагаемой рабочей силы и спроса на нее приводит к тому, что часть потребности в новых кадрах, испытываемой работодателями, остается неудовлетворенной.
Основным нормативным документом, направленным на стимулирование экономической активности инвесторов, является Закон Курской области от 12 августа 2004 года № 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области".
В настоящее время на территории области реализуется четыре национальных проекта: "Здравоохранение", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и "Развитие агропромышленного комплекса".
На территории Курской области с 2011 по 2015 годы реализуется и планируется к реализации 119 инвестиционных проектов в рамках национальных проектов.
9. В настоящее время Курская область занимает 5-е место среди регионов Центрального федерального округа Российской Федерации по миграционной привлекательности.
Среди показателей, определяющих миграционную привлекательность Курской области, были взяты следующие: динамика численности населения, транспортная инфраструктура, природно-экологический потенциал, доступность жилья, жилищный сектор, демография, инновационная активность, инженерная инфраструктура, кадры, социальная инфраструктура, социальная характеристика общества, благосостояние граждан, экономика городов.
В Курской области одна из самых низких стоимость 1 кв. м жилья среди регионов Центрального федерального округа. В то же время, несмотря на ежегодный рост ввода жилья, объемы его еще не достаточны для решения проблемы обеспечения жильем населения области.
Стоимость потребительской корзины для граждан Курской области одна из самых низких в Центральном федеральном округе.
В области большое значение уделяется вопросам улучшения жилищных условий граждан отдельных категорий, установленных федеральным законодательством. Этому способствует реализация федеральной и областной целевых программ "Жилище" и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
10. Продолжает наблюдаться отток населения в г. Москву, Московскую область и ряд других областей Центрального федерального округа. 79% выехавших в другие регионы Российской Федерации - лица трудоспособного возраста.
11. В Курской области государственная миграционная политика реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключено соглашение о взаимодействии Федеральной миграционной службы и Администрации Курской области от 12.12.2012. Распоряжением Губернатора Курской области от 06.05.2011 № 299-рг утвержден План межведомственного взаимодействия в сфере реализации государственной миграционной политики на территории Курской области на 2011 - 2013 годы. Распоряжением Губернатора Курской области от 11.04.2012 № 245-рг утвержден План мероприятий межведомственного взаимодействия по вопросам интеграции и адаптации мигрантов на территории Курской области на 2012 - 2014 годы. Ежегодно утверждается межведомственный план мероприятий по противодействию нелегальной миграции на территории Курской области.
12. Количество иностранных граждан, ежегодно выявляемых в Курской области в качестве нарушителей режима пребывания на территории Российской Федерации, за последние пять лет выросло на 41% (по Российской Федерации - на 0,3%), что требует совершенствования межведомственного взаимодействия по пресечению каналов нелегальной миграции. В связи с этим требуется разработка на федеральном уровне более эффективного механизма привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы с учетом баланса интересов работодателей, иностранных работников и социально-экономического развития региона, в том числе совершенствования системы противодействия незаконной миграции, реализации мер по административному выдворению, депортации, реадмиссии с территории Российской Федерации.
13. С целью получения разрешений на временное проживание, вида на жительство в лечебно-профилактических учреждениях Курской области ежегодно проходят медицинское освидетельствование несколько тысяч иностранных граждан. Необходимо отметить, что объем проводимых медицинских освидетельствований из года в год увеличивается: в 2012 году медосвидетельствование прошли 7506 мигрантов, что в 1,3 раза больше аналогичного показателя 2011 года (5781 человек). За 8 месяцев 2013 года обследовано 4738 иностранных граждан. В ходе медицинских осмотров иностранных граждан в 2013 году выявлено 54 заболевших, из них - 16 ВИЧ-инфицированных, 14 больных туберкулезом, 20 страдающих инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, и 4 случая других инфекционных заболеваний. Исходя из опыта ряда других регионов России, наиболее эффективным способом оптимизации медицинского освидетельствования иностранных граждан в регионе будет создание на базе одной из профильных лечебно-профилактических организаций г. Курска централизованного учреждения по медосвидетельствованию, работающего по принципу системы "единого окна". Учреждение должно предусматривать работу врачей всех необходимых специальностей и представителей миграционной службы Российской Федерации в одном месте и одновременно. Помимо улучшения условий для медицинского освидетельствования, данная система позволит миграционной службе и органам санитарно-эпидемиологической службы в режиме реального времени отслеживать места пребывания иностранных граждан и получать сведения о результатах медосмотров.
14. Влияние внешней трудовой миграции на экономику области незначительное (0,4% от занятого населения).
15. Требуется совершенствование системы АИК "Миграционные квоты" с целью, с одной стороны, удовлетворения интересов инвесторов и оперативного реагирования на изменение экономической ситуации, связанной с открытием новых производств, с другой - оптимальной защиты рынка труда.
16. Требует совершенствования система контроля за иностранными работниками, осуществляющими трудовую деятельность на основании патентов.
17. Недостаточно эффективно работает система привлечения к трудовой деятельности наиболее талантливых иностранных выпускников вузов Курской области. Гражданство Российской Федерации ежегодно приобретает не более 35 иностранных студентов. При этом по числу обучающихся иностранных студентов Курская область занимает 4-е место в Российской Федерации.
18. Увеличение количества иностранных граждан на территории Курской области повлекло рост межэтнической напряженности, хотя риск возникновения межнациональных конфликтов сохраняется на низком уровне. Основная причина роста проявлений национальной нетерпимости видится в несоблюдении мигрантами местных обычаев, что требует принятия дополнительных мер по их интеграции и адаптации в российское общество, в том числе по их обучению русскому языку, культурным традициям и истории России. Необходимо не допустить создание обособленных национальных анклавов на территории региона. В целях противодействия деятельности экстремистских организаций по разжиганию ксенофобии к мигрантам, в первую очередь среди молодежи, необходимо активизировать пропаганду государственной миграционной политики и совершенствовать работу в учебных заведениях по профилактике межнациональных конфликтов.

III. Цели, принципы, задачи и основные направления
государственной миграционной политики в Курской области

19. Целями миграционной политики в Курской области являются:
а) максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Курской области;
б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Курской области, в том числе за счет переселения соотечественников и российских граждан, проживающих в других регионах Российской Федерации;
в) содействие обеспечению потребности экономики Курской области в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.
20. Основные принципы миграционной политики Курской области:
а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
б) недопустимость любых форм дискриминации;
в) соблюдение норм национального и международного права;
г) гармонизация интересов личности, общества и государства;
д) взаимодействие территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления Курской области, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
е) защита регионального рынка труда;
ж) учет особенностей регионального развития;
з) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации миграционной политики в Курской области;
и) научная обоснованность принимаемых решений.
21. Основными задачами миграционной политики Курской области являются:
а) создание условий и стимулов для переселения в Курскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
в) содействие развитию внутренней миграции;
г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
ж) противодействие незаконной миграции.
22. Основными направлениями миграционной политики Курской области являются:
а) в области создания условий и стимулов для переселения в Курскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан:
- содействие добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;
- реализация программы Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2021 годы;
- содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на областном рынке труда;
- создание условий для миграции в Курскую область предпринимателей и инвесторов;
- содействие переселению в Курскую область иностранных граждан в целях воссоединения семей;
- стимулирование миграции в Курскую область молодежи, имеющей особо востребованные на рынке труда профессии и специальности;
б) в области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной экономикой Курской области:
- совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Курской области;
- привлечение высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на рынке труда;
- развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;
- стимулирование иностранных работников, востребованных на рынке труда Курской области, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;
- привлечение иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками;
- создание на базе одной из профильных лечебно-профилактических организаций г. Курска центра медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) в области содействия развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации:
- обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;
- информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;
- развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы;
- поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;
- содействие местной внутренней миграции;
- создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
- сокращение оттока населения в репродуктивном возрасте из села в город, а также в другие субъекты Российской Федерации и за пределы Российской Федерации на основе улучшения уровня жизни населения и совершенствования механизма социального партнерства в Курской области;
- совершенствование регионального банка вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства;
- осуществление работы по повышению внутреннего миграционного имиджа Курской области, в том числе путем публикаций в СМИ, в сети "Интернет" материалов, информирующих о достижениях в социально-экономическом развитии региона;
г) в области содействия образовательной (учебной) миграции и поддержки академической мобильности в Курскую область:
- совершенствование условий для обучения в образовательных организациях, располагающихся на территории Курской области, на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания, преимущественно граждан государств - участников Содружества Независимых Государств;
- увеличение контингента обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, располагающихся на территории Курской области, из числа иностранных граждан;
- совершенствование условий пребывания на территории Курской области иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;
- содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации;
- проведение разъяснительной работы среди иностранных студентов по вопросам их проживания на территории Курской области;
- повышение имиджа учебных заведений, располагающихся на территории Курской области;
д) в области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:
создание благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной интеграции вынужденных мигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;
совершенствование системы предоставления убежища;
создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией по работе с вынужденными мигрантами;
оказание содействия добровольному возвращению беженцев, лиц, получивших убежище, и претендентов на получение соответствующего статуса в государства их прежнего проживания, а также переселению в третьи страны;
предоставление вынужденным мигрантам полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания, о безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания;
поддержание инфраструктуры объектов для размещения вынужденных мигрантов;
разработка программ социальной поддержки вынужденных мигрантов;
е) в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:
- содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- реализация условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения;
- противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
- совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
- проведение социологических исследований с целью выявления факторов, препятствующих эффективной адаптации и интеграции мигрантов, а также способствующих повышению межэтнической напряженности;
- распространение идей духовного единства, дружбы народов, общественного и межнационального согласия, культивирование чувства патриотизма;
ж) в области противодействия незаконной миграции:
- совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия незаконной миграции;
- проведение информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
- обеспечение функционирования в Курской области специального учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;
- расширение обмена информацией правоохранительных органов с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области по проблемам, связанным с незаконной миграцией.

IV. Международное сотрудничество

23. Международное сотрудничество Курской области в сфере миграции осуществляется по следующим направлениям:
а) проведение выездных презентаций Курской области и программы Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2021 годы, за пределами Российской Федерации;
б) проведение на территории Курской области международных мероприятий, способствующих повышению миграционной привлекательности региона и совершенствованию процессов адаптации и интеграции иностранных граждан в принимающее сообщество;
в) осуществление взаимодействия с вузами, расположенными на территории Курской области, по вопросам трудоустройства выпускников, соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации в части трудоустройства, соблюдения режима пребывания.

V. Информационно-аналитическое обеспечение реализации
государственной миграционной политики в Курской области

24. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной миграционной политики Курской области предусматривает:
а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);
б) обеспечение руководителей органов государственной власти и глав муниципальных образований Курской области информационно-аналитическими материалами о происходящих миграционных процессах;
в) выступление в средствах массовой информации руководителей органов исполнительной власти и местного самоуправления Курской области, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией миграционной политики Курской области;
г) осуществление публикаций на официальных интернет-сайтах органов государственной власти и местного самоуправления Курской области о результатах реализации миграционной политики в регионе;
д) проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности миграционной политики Курской области.

VI. Основные механизмы реализации миграционной политики
Курской области

25. Настоящей Концепцией предусматриваются следующие механизмы реализации миграционной политики Курской области:
а) совершенствование законодательной базы по вопросам миграции в Курской области, подготовка предложений по изменению федерального законодательства в сфере миграции;
б) развитие международного сотрудничества в сфере миграции, унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;
в) разработка программ Курской области в рамках реализации основных направлений миграционной политики Курской области;
г) учет задач миграционной политики Курской области при формировании бюджета Курской области, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации направлений и задач миграционной политики Курской области;
д) совершенствование системы взаимодействия между территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти Курской области, органами исполнительной власти и местного самоуправления Курской области, институтами гражданского общества в сфере миграции;
е) постоянный мониторинг и анализ происходящих в Курской области миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития региона, а также последующая корректировка программных мероприятий Концепции;
ж) развитие научных исследований в сфере миграции.

VII. Этапы реализации миграционной политики Курской области

26. Первый этап (2013 - 2015 годы):
а) разработка и принятие нормативных правовых актов Курской области, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений миграционной политики Курской области;
б) разработка и апробация программ Курской области в рамках реализации основных направлений миграционной политики Курской области;
в) создание и функционирование в Курске центра медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства;
г) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации и Курской области;
д) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.
27. Второй этап (2016 - 2020 годы):
а) принятие программ Курской области в рамках реализации основных направлений миграционной политики Курской области;
б) реализация и мониторинг принятых программ Курской области в рамках осуществления основных направлений миграционной политики Курской области;
в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Курской области, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации; подготовка предложений, направленных на совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации;
г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации в Курской области.
28. Третий этап (2021 - 2025 годы):
а) оценка эффективности принятых программ Курской области в рамках реализации основных направлений миграционной политики Курской области;
б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации миграционной политики Курской области и корректировка соответствующих программ.


------------------------------------------------------------------