Решение Арбитражного суда Курской области от 05.03.2013 по делу N А35-10515/2012 <О признании недействующим подпункта 1.1 пункта 1 постановления администрации города Курчатова Курской области от 18 июня 2012 г. N 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 N 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. по делу № А35-10515/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2013.
Полный текст решения изготовлен 05.03.2013.

Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Морозовой М.Н., судей Силаковой О.Н., Арцыбашевой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борувковой Е.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "ЭХ"
к Администрации г. Курчатова Курской области
при участии Прокурора Курской области
третье лицо: Администрация Курской области
о признании подпункта 1.1 пункта 1 Постановления Администрации города Курчатова Курской области от 18 июня 2012 г. № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" несоответствующим п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 5 постановления Администрации Курской области от 27 июля 2010 г. № 327-па "О порядке определения органами местного самоуправления прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции".
В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя: Арепьева Я.О. по доверенности от 23.01.2013; от заинтересованного лица: не явился, уведомлен; Прокурор Курской области: Тинькова Т.Н. по служебному удостоверению № 069310 от 02.11.2009; третье лицо: Стрелкова О.В. по доверенности от 29.12.2012.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭХ" (далее - ООО "ЭХ", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании подпункта 1.1 пункта 1 Постановления Администрации города Курчатова Курской области от 18 июня 2012 г. № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" не соответствующим п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ), п. 5 постановления Администрации Курской области от 27 июля 2010 г. № 327-па "О порядке определения органами местного самоуправления прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции" (далее - постановление Администрации Курской области от 27 июля 2010 г. № 327-па).
Определением Арбитражного суда Курской области от 17.10.2012 Прокурор Курской области вступил в дело.
Определением Арбитражного суда Курской области от 18.12.2012 привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Курска.
На рассмотрении у арбитражного суда находится ходатайство заинтересованного лица о соединении дел № А35-10515/2012 и № А35-8652/2012 в одно производство.
Частями 2 и 2.1 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения, если они связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Из содержания данной нормы права следует, что вопрос объединения нескольких однородных дел может быть решен по усмотрению и является правом, а не обязанностью арбитражного суда, который при его решении должен руководствоваться принципом целесообразности для выполнения задач арбитражного судопроизводства, перечисленных в ст. 2 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенные нормы АПК РФ, а также различный субъектный состав дел № А35-10515/2012 и № А35-8652/2012, что предполагает исследование и оценку различных доказательств, в связи с чем их совместное рассмотрение будет способствовать затягиванию рассмотрения дела, арбитражный суд отказывает в удовлетворении ходатайства заинтересованного лица о соединении дел № А35-10515/2012 и № А35-8652/2012 в одно производство.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, согласно доводам уточненного заявления и дополнений к нему.
В судебное заседание через канцелярию арбитражного суда 26.02.2013 посредством факсимильной связи от Администрации города Курчатова поступило ходатайство об отложении слушания дела в связи с невозможностью явки в связи с участием в заседании суда общей юрисдикции, о чем представлена судебная повестка.
Заявитель возражал против удовлетворения ходатайства об отложении, считая его не подлежащим удовлетворению ввиду отсутствия оснований для отложения слушания дела.
Прокурор Курской области, Администрация Курской области оставили вопрос об удовлетворении ходатайства на усмотрение суда, при этом Прокурор Курской области считает, что причина неявки не может являться уважительной, поскольку заявитель является юридическим лицом, знал о дате заседания заранее.
Суд, учитывая процессуальные сроки рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и основываясь на нормах ст. 159 АПК РФ, считает заявленное ходатайство не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку в материалы дела не представлены подлинные документы, подтверждающие необходимость явки Администрации г. Курчатова Курской области в суд общей юрисдикции; заинтересованное лицо знало заранее о судебном заседании с 04.02.2013, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлении арбитражного суда № 30500456867093; имеет штат сотрудников, поскольку является юридическим лицом и, следовательно, могло направить своего представителя в судебное заседание. При таких обстоятельствах, поступившее ходатайство не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд находит позицию заинтересованного лица соответствующей ранее представленной в письменном отзыве и дополнении к нему, согласно которой Постановление от 18 июня 2012 г. № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" было принято Администрацией города Курчатова Курской области в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права ООО "ЭХ" в сфере предпринимательской деятельности.
Третье лицо поддержало позицию заявителя, согласно доводам, изложенным в представленном письменном мнении.
Прокуратура Курской области в письменном мнении на уточненное заявление и дополнение к нему поддержала позицию ООО "ЭХ", полагая требования заявителя обоснованными.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд

установил:

ООО "ЭХ" зарегистрировано по адресу: г. Курская обл., Курчатовский район, п. Иванино, ул. Ленина, 1, ОГРН 1024601277524, ИНН 4612002315, состоит на налоговом учете в МИФНС России № 2 по Курской области.
27 июля 2011 г. Комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области заявителю была выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресам: Курская область, г. Курчатов, ул. Энергетиков, 12-6, кафе "Александра" и г. Курчатов, ул. Энергетиков, 12-а, магазин "Александра". Срок действия лицензии был установлен до 27 июля 2012 г.
5 июля 2012 г. ООО "ЭХ" в лицензирующий орган подано заявление о продлении срока действия лицензии, уплачена государственная пошлина в размере 40 000 рублей. Однако, своим письмом от 27 июля 2012 г. № 04-05/1828 Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области уведомил заявителя об отказе в продлении срока действия лицензии.
Причиной отказа послужило то, что 18 июня 2012 г. Администрацией города Курчатова Курской области принято Постановление № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" (опубликовано в газете "Курчатовское время" 28 июня 2012 г.).
Данным постановлением прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, определены как территории, расположенные на расстоянии до 50 метров от входа на территорию детских, образовательных и медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, вокзалов, аэропортов, оптовых продовольственных рынков, объектов военного назначения (далее по тексту - объектов) до входа в организацию торговли. Территории вышеуказанных организаций определены по границам земельного участка, который находится в их пользовании или собственности.
Посчитав подпункт 1.1 пункта 1 Постановления Администрации города Курчатова Курской области от 18 июня 2012 года № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" не соответствующим п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 5 постановления Администрации Курской области от 27 июля 2010 г. № 327-па "О порядке определения органами местного самоуправления прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции" ООО "ЭХ" обратилось в арбитражный суд настоящим требованиями.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Определение нормативного правового акта содержится в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" № 781-II ГД от 11.11.1996. Так, нормативный правовой акт определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Арбитражным судом установлено, что оспариваемое в соответствующей части Постановление Администрации города Курчатова Курской области от 18 июня 2012 г. № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции", подпадает под определение нормативного правового акта, так как представляет собой акт органа местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Постановление Администрации города Курчатова Курской области от 18 июня 2012 г. № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" принято в установленном законом порядке и опубликовано в газете "Курчатовское время", № 27, 28.06.2012.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 АПК РФ и ч. 1 ст. 191 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 6 Информационного письма "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" от 13.08.2004 № 80 к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, рассмотрение дела по заявлению ООО "ЭХ" о признании подпункта 1.1 пункта 1 Постановления Администрации города Курчатова Курской области от 18 июня 2012 г. № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" несоответствующим п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 5 постановления Администрации Курской области от 27 июля 2010 г. № 327-па "О порядке определения органами местного самоуправления прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции", подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с ч. 1 ст. 194 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом, в силу положений ч. 5 ст. 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции; осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции; внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ к прилегающим территориям, указанным в п. 2 названной статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 136 действовавшего до 01.01.2013 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" не допускалась розничная продажа алкогольной продукции: с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Таким образом, на момент принятия оспоренного нормативного акта право определения прилегающих территорий к объектам, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, передано федеральным законодателем органам местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ Администрация Курской области постановлением от 27.07.2010 № 327-па установила Порядок определения органами местного самоуправления прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Согласно п. 2 названного Порядка для целей настоящего порядка под местами массового скопления граждан и местами нахождения источников повышенной опасности понимаются детские, образовательные и медицинские организации, организации культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, вокзалы, аэропорты, оптовые продовольственные рынки, объекты военного назначения (далее объекты).
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления с учетом строительных норм и правил, архитектурно-градостроительной документации.
В соответствии с п. 4 названного Порядка при определении прилегающих территорий необходимо учитывать, что расстояние от объектов до организаций торговли должно составлять: в городах - не менее 50 метров от входа в объект до входа в организацию торговли. Измерение указанного расстояния осуществляется по кратчайшему маршруту движения пешехода в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. № 1090; в сельских населенных пунктах - в радиусе не менее 30 метров, но не ближе границ земельного участка, на котором расположен объект, определенных отводными, землеустроительными, кадастровыми, регистрационными документами, а в случае отсутствия указанных документов - не ближе видимых границ земельного участка, на котором расположен объект (ограды, забора).
Таким образом, размеры прилегающих территорий определяются органами местного самоуправления.
Вместе с тем порядок определения размеров прилегающих территорий к объектам, на которых запрещена розничная продажа алкоголя, установлен органом государственной власти субъекта РФ.
Согласно установленному Порядку размер прилегающей территории в городах определятся органами местного самоуправления от входа в объект, на котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до входа в организацию торговли.
Из анализа п. 2, п. 3 и п. 4 Порядка, утвержденного постановлением от 27.07.2010 № 327-па, следует, что под объектом с учетом положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации может пониматься только объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Указанная позиция согласуется и с п. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 (ред. от 30.12.2012), согласно которому к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции.
Таким образом, определение размеров и границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должно осуществляться органами местного самоуправления относительно зданий, строений и сооружений, поскольку по смыслу закона данная территория является непосредственно прилегающей к ним.
Согласно п. 1.1 Постановления от 18.06.2012 № 857 пункт 1 постановления Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 изложен в новой редакции, которой определены территории, прилегающие к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Согласно пункта 1 указанного Постановления прилегающие территории, на которых запрещена розничная реализации алкогольной продукции, определены как территории, расположенные на расстоянии до 50 метров от входа на территорию детских, образовательных, медицинских организациях, организаций культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, вокзалов, аэропортов, оптовых продовольственных рынков, объектов военного назначения до входа в организацию торговли. При этом территории указанных объектов определяются по границам земельного участка, который находится в пользовании или собственности согласно землеустроительным, кадастровым и регистрационным документам.
Таким образом, оспариваемое постановление устанавливает определение размера прилегающей территории от входа на территории объектов, на которых запрещена розничная торговля алкогольной продукции, границы которой соответствуют границам земельного участка, находящегося в пользовании или собственности перечисленных объектов, а не от самих объектов.
В связи с чем, введенный пп. 1.1 п. 1 Постановления от 18.06.2012 № 857 порядок определения прилегающий территории к местами массового скопления граждан и местами нахождения источников повышенной опасности определяется от входа на земельный участок, находящийся в пользовании или собственности объекта, где запрещена розничная реализации алкогольной продукции, до входа в организацию торговли, что не соответствует п. 4 Порядка определения органами местного самоуправления прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, утвержденного постановлением от 27.07.2010 № 327-па, и п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.
Согласно п. 5 Порядка определения прилегающих территорий, на которых запрещена реализация алкогольной продукции, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 27.07.2010 № 327-па, установленные органами местного самоуправления прилегающие к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территории могут быть пересмотрены не чаще чем один раз в пять лет, за исключением случаев возникновения новых мест массового скопления граждан, мест нахождения источников повышенной опасности, не существовавших ранее.
Заинтересованным лицом не представлено оснований для пересмотра ранее установленных прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий до истечения пятилетнего срока.
Кроме того, с 19.01.2013 в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ вступило в действие Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Согласно п. 4 и 5 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, следует, что в состав прилегающей территории включена обособленная территория, границы которой обозначены ограждением, прилегающая к зданию в котором расположены организации, где запрещена реализации алкогольной продукции.
Однако, в силу п. 6 названных Правил максимальное значение от указанных организаций до границ прилегающих территорий, не должно превышать на 30% минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании.
Администрацией г. Курчатова Курской области не представлено доказательств соблюдения условий, установленных Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в связи с чем не подтверждено соответствие оспариваемого постановления введенному в действие Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что согласно Устава ООО "Эх" предметами деятельности общества является в том числе розничная торговля алкогольными и другими напитками.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО "ЭХ" имело выданную Комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области лицензию № 01-0236-00 от 27.07.2011 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия до 27.07.2012 на объектах, расположенных по адресам: г. Курчатов, ул. Энергетиков, 12-а, магазин "Александра" и г. Курчатов, ул. Энергетиков, 12-б, кафе "Александра".
С заявлением о продлении срока действия лицензии общество обратилось в Комитет 05.07.2012. Решением Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области от 26.07.2012 № 246 обществу отказано в продлении срока действия лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по адресам: г. Курчатов, ул. Энергетиков, 12-а магазин "Александра" и г. Курчатов, ул. Энергетиков, 12-6 кафе "Александра", на основании нарушения ООО "Эх" действующего законодательства, которое выразилось в том, что обществом розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в торговых объектах, расположенных на расстоянии менее 50 м от входа на территорию образовательной организации, что является нарушением п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ и Постановления Главы г. Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" (в ред. Постановления Администрации г. Курчатова от 18.06.2012 № 857).
Таким образом, отказом к продлению срока действия лицензии явились изменения, внесенные в постановление главы г. Курчатова от 17.12.2010 № 2378 постановлением Администрации г. Курчатова от 18.06.2012 № 857, которыми изменены границы прилегающих территорий к объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Учитывая изложенное, измененный нормативный акт создал препятствие для осуществления обществом предпринимательской деятельности, связанной с реализацией розничной алкогольной продукции.
При таких условиях суд приходит к выводу о том, что оспариваемый подпункт 1.1 пункта 1 Постановления Администрации города Курчатова Курской области от 18 июня 2012 г. № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" не соответствует п. 4 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 5 постановления Администрации Курской области от 27 июля 2010 г. № 327-па "О порядке определения органами местного самоуправления прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции" и нарушает права ООО "ЭХ" в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Принимая во внимание указанное, заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Администрации г. Курчатова Курской области в пользу ООО "ЭХ", в соответствии со статьей 110 АПК РФ в размере 2000,00 рублей, которые были оплачены заявителем при обращении с настоящим требованием в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 17, 27, 29, 110, 167 - 170, 176, 177, 180, 191 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать не действующим как не соответствующий п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 5 Постановления Администрации Курской области от 27 июля 2010 г. № 327-па "О порядке определения органами местного самоуправления прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции" подпункт 1.1 пункта 1 Постановления Администрации города Курчатова Курской области от 18 июня 2012 г. № 857 "О внесении изменений в постановление Главы города Курчатова от 17.12.2010 № 2378 "Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции".
Взыскать с Администрации г. Курчатова Курской области (307251, Курская область, г. Курчатов, пр-т. Коммунистический, 33) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭХ" (Курчатовский район, п. Иванино, ул. Ленина, 1) государственную пошлину в размере 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий судья
М.Н.МОРОЗОВА

Судья
О.Н.СИЛАКОВА

Судья
Т.Ю.АРЦЫБАШЕВА


------------------------------------------------------------------