По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.03.2013 по делу N А35-12145/2012 <О признании частично недействующим п. 14 Приложения N 1 к решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 28.09.2011 N 117 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. по делу № А35-12145/2012
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21.03.2013.
Полный текст решения изготовлен 28.03.2013.
Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Д.В. Лымаря, судей Матвеевой О.А., Арцыбашевой Т.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Б.Е.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании 21.03.2013 дело по заявлению Открытого акционерного общества "МегаФон" в лице Курского регионального отделения Центрального филиала к Представительному собранию Горшеченского района Курской области
с участием Прокурора Курской области
о признании недействующим нормативного акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.Р.А. - по пост. доверенности от 13.09.2012 г.;
от ответчика: С.С.Л. - по пост. доверенности от 03.05.2012 г.;
от Прокурора Курской области: Михайлова Е.В. - зам. начальника отдела, сл. удост. № 131504 от 03.12.2012.
Открытое акционерное общество "МегаФон" в лице Курского регионального отделения Центрального филиала (далее - ОАО "МегаФон" в лице Курского регионального отделения Центрального филиала) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Представительному Собранию Горшеченского района Курской области о признании недействующим пункта 14 Приложения № 1 "Базовые ставки арендной платы за земли на территории Горшеченского района Курской области в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования" к решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 28 сентября 2011 года № 117 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области" (в редакции решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 31.05.2012 № 156) в части установления коэффициента вида разрешенного (функционального) использования Кви равным 29,6 при расчете арендной платы в отношении земельных участков под объектами электросвязи, сотовой, спутниковой связи, как несоответствующего части 1 статьи 8, статье 34, частям 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
27.02.2013 заявитель письменно уточнил требования в части указания оснований оспаривания нормативного акта; уточнение заявленных требований принято судом.
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемый нормативный акт в части установления коэффициента Кви равным 29,6 при расчете арендной платы в отношении земельных участков под объектами электросвязи, сотовой, спутниковой связи, не отвечает принципам экономической обоснованности, предсказуемости, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, установленных действующими вышеназванными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и нарушает права заявителя.
Представительное Собрание Горшеченского района Курской области в письменном отзыве заявленные требования отклонило, сославшись на то, что пунктом 3 Решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 06.09.2012 № 171 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области" оспариваемый в рамках настоящего дела нормативный акт признан утратившим силу, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению. В дополнительных отзывах заинтересованное лицо также ссылалось на обоснованность коэффициента, утвержденного по результатам экономического анализа, отсутствие произвольности при его утверждении, а также на то, что п. 14 оспариваемого решения не применим к заявителю, в силу чего, по мнению заявителя, решение в оспариваемой заявителем части не нарушает его прав.
Прокурор Курской области, вступивший в дело, в письменном мнении полагал требования заявителя обоснованными, а нормативный акт в оспариваемой заявителем части - подлежащим признанию не действующим.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "МегаФон", место нахождения - 115035, г. Москва, Кадашевская наб., 30, внесено в единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560; место нахождения Курского филиала - 305044, г. Курск, ул. Парижской Коммуны, д. 73.
ОАО "МегаФон" на основании договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов № 215 от 05.12.2008, с учетом дополнительного соглашения № 1 от 01 июля 2009 года, арендует земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 225 кв. м. с кадастровым номером 46:04:010103:725, расположенного по адресу: Курская область, Горшеченский район, п. Горшечное, для размещения и эксплуатации базовой станции ОАО "МегаФон".
В соответствии с п. 14 Приложения № 1 "Базовые ставки арендной платы за земли на территории Горшеченского района Курской области в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования" к решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 28 сентября 2011 года № 117 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области", в редакции решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 31.05.2012 № 156, для земельных участков под объектами электросвязи, сотовой, спутниковой связи, коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви) был установлен в размере 29,6; коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) установлен в размере 1.
ОАО "МегаФон" обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании недействующим пункта 14 Приложения № 1 "Базовые ставки арендной платы за земли на территории Горшеченского района Курской области в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования" к решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 28 сентября 2011 года № 117 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области" (в редакции решения Представительного собрания Горшеченского района Курской области от 31.05.2012 № 156) в части установления коэффициента Кви равным 29,6 при расчете арендной платы в отношении земельных участков под объектами электросвязи, сотовой, спутниковой связи, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 8, статье 34, частям 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в части несоблюдения принципов: экономической обоснованности, предсказуемости, предельно допустимой простоты расчета арендной платы.
Уточненные требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Определение нормативного правового акта содержится в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" № 781-II ГД от 11.11.1996. Так, нормативный правовой акт определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Судом установлено, что оспариваемое в соответствующей части решение Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 28 сентября 2011 года № 117 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области", в редакции решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 31.05.2012 № 156, подпадает под определение нормативного правового акта, так как представляет собой акт органа местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Решение Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 28 сентября 2011 года № 117 принято в установленном законом порядке и опубликовано в городской общественной газете "Маяк" № 83 от 14.10.2011.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 АПК РФ и ч. 1 ст. 191 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного Суда РФ, изложенной в п. 6 Информационного письма "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" № 80 от 13.08.2004 к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, рассмотрение дела по заявлению ОАО "МегаФон" в лице Курского регионального отделения Центрального филиала о признании недействующим пункта 14 Приложения № 1 "Базовые ставки арендной платы за земли на территории Горшеченского района Курской области в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования" к решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 28 сентября 2011 года № 117 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области" в редакции решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 31.05.2012 № 156 в части установления коэффициента Кви 29,6 при расчете арендной платы в отношении земельных участков под объектами электросвязи, сотовой, спутниковой связи, подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом в силу положений ч. 5 ст. 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно ч. 3 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования "Сосновоборский городской округ Ленинградской области" на нарушение конституционных прав и свобод абзацами первыми и вторыми пункта 10 статьи 3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 22.04.2010 № 579-О-О федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления.
Таким образом, в полномочия органов местного самоуправления входит установление составной части базового размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в муниципальной собственности.
Законом Курской области от 28.12.2007 № 137-ЗКО "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена" установлен порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Курской области от 28.12.2007 № 137-ЗКО "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена", арендная плата определяется путем умножения ставки арендной платы на площадь земельного участка и рассчитывается по следующей формуле:
А = Ас x S,
где:
А - величина арендной платы, руб./кв. м, рассчитываемая за 12 месяцев;
Ас - ставка арендной платы, руб./кв. м;
S - площадь земельного участка, кв. м.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Курской области от 28.12.2007 № 137-ЗКО "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена" ставка арендной платы устанавливается в расчете на год в рублях за единицу площади земельного участка и рассчитывается по следующей формуле:
Ас = УПКСЗ x Кви x Ка,
где:
УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земли для данного вида использования, руб./кв. м. Определяется как кадастровая стоимость единицы площади 1 кв. м земель кадастрового квартала по виду разрешенного (функционального) использования земель;
Кви - коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков;
Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.
Согласно ст. 2 Закона Курской области от 28.12.2007 № 137-ЗКО "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена" при определении ставки арендной платы значения всех коэффициентов для земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, устанавливаются Администрацией Курской области; для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в иной местности, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не установлено действующим законодательством. Земельный участок, арендуемый заявителем, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, установление коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви) и коэффициента дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) для определения арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территории Горшеченского района Курской области относится к компетенции органа местного самоуправления - Представительного Собрания Горшеченского района Курской области.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, на основании постановления Главы Горшеченского района Курской области от 05 декабря 2008 года № 629 "О предоставлении в аренду земельного участка, из земель населенных пунктов ЗАО "Мобиком-Центр", между ЗАО "Мобиком-Центр" (Арендатор) и Администрацией Горшеченского района Курской области (Арендодатель) был заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов № 215 от 05.12.2008.
В соответствии с п. 1.1 договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов № 215 от 05.12.2008 Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 225 кв. м. с кадастровым номером 46:04:010103:725, местоположение земельного участка: Курская область, Горшеченский район, п. Горшечное, для размещения и эксплуатации базовой станции ОАО "МегаФон", в границах, указанных в кадастровой карте (плане) Участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью.
Согласно п. 2.1 договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов № 215 от 05.12.2008, срок аренды участка установлен с 5 декабря 2008 года по 4 декабря 2057 года.
Пунктом 3.1 договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов № 215 от 05.12.2008 установлено, что размер арендной платы за участок составляет 6063750 руб. за период действия аренды с 5 декабря 2008 года по 4 декабря 2057 года.
Согласно Приложению № 2 к договору аренды земельного участка из земель населенных пунктов № 215 от 05.12.2008, в котором отражен расчет арендной платы (т. 1, л.д. 27 - 31), базовый размер арендной платы установлен на основании п. 21 Приложения № 1 к Решению Представительного Собрания Горшеченского района № 108 от 18 апреля 2007 года "Об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки на территории муниципального района "Горшеченский район" Курской области" и составил 550 руб. за 1 кв. м. в год. Согласно расчету размера арендной платы, размер арендной платы составляет 123750 руб. в год, из расчета 225 кв. м. x 550 руб./кв. м. Арендная плата по договору исчислялась из коэффициента Кви, равного 7,23, установленного Решением Представительного Собрания Горшеченского района № 203 от 24.04.2009 г.
В соответствии с п. 3.4 договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов № 215 от 05.12.2008, размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.
Таким образом, исходя из установленной формулы расчета арендной платы за земельный участок, изменение базовых ставок арендной платы повлечет изменение размера арендной платы.
Дополнительным соглашением № 1 от 01 июля 2009 года к договору аренды земельного участка из земель населенных пунктов № 215 от 05.12.2008 стороны определили, что в связи с осуществлением с 1 июля 2009 года реорганизации ЗАО "Мобиком-Центр" в форме присоединения к ОАО "МегаФон", все права и обязанности ЗАО "Мобиком-Центр" по договору в полном объеме в порядке универсального правопреемства перешли к ОАО "МегаФон", которое является законным правопреемником ЗАО "Мобиком-Центр".
В соответствии с п. 14 Приложения № 1 "Базовые ставки арендной платы за земли на территории Горшеченского района Курской области в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования" к решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 28 сентября 2011 года № 117 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области", в редакции решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 31.05.2012 № 156, для земельных участков под объектами электросвязи, сотовой, спутниковой связи, коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви) был установлен в размере 29,6; коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) установлен в размере 1.
29.12.2011 Администрация Горшеченского района Курской области направила в адрес ОАО "МегаФон" письмо, в котором информировало об изменении с 14.10.2011 ставок арендной платы за земельный участок и о необходимости переоформления договора аренды.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.05.2004 № 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Данный правовой подход применим не только к принципам установления земельного налога, но и к особенностям установления арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Таким образом, законодательное регулирование порядка установления арендной платы предусматривает, что, с учетом принципа экономической обоснованности, изменение размера арендной платы должно коррелировать (находиться в прямой взаимосвязи) с изменением доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Поскольку произвольное установление размера арендной платы недопустимо, его изменение органом местного самоуправления должно производиться с соблюдением вышеперечисленных принципов и условий, в том числе - на основании соответствующего анализа изменения доходности земельного участка и учета иных, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, факторов.
Как следует из письменного отзыва заинтересованного лица (т. 2, л.д. 32-33), при принятии Решения "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области" от 28.09.2011 № 117, в том числе - при установлении оспариваемого коэффициента Кви, орган местного самоуправления руководствовался результатами проведенного, по мнению заявителя, финансово-экономического анализа факторов, влияющих на установление коэффициента Кви. В качестве доказательства производства такого анализа заинтересованное лицо представило документ, поименованный "Финансово-экономическое обоснование к проекту решения Представительного собрания Горшеченского района Курской области "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области" от 28.09.2011 г." (далее - финансово-экономическое обоснование) (т. 2, л.д. 36-50). Указанный документ не имеет даты его составления, при этом какие-либо доказательства, подтверждающие действительную дату его составления и передачу указанного документа из Администрации Горшеченского района в Представительное Собрание Горшеченского района в порядке подготовки проекта принимаемого нормативного акта, суду не представлены.
В финансово-экономическом обосновании к проекту нормативного акта указано, что при проведении финансово-экономического обоснования новых ставок арендной платы изучалось федеральное законодательство и законодательство субъекта федерации - Курской области, регламентирующие данные правоотношения; изучалась правоприменительная практика, в том числе в районах Курской области и в других регионах, находящихся в сопоставимых условиях; изучалось общественное мнение, путем опроса различных социальных групп, включая работающих, пенсионеров, руководителей хозяйствующих субъектов, депутатов органов местного самоуправления; изучались изменения в социальной и экономической областях, произошедшие с момента принятия прежних ставок арендной платы; изучалась практика взимания арендной платы за землю в соответствии с ранее принятым муниципальным правовым актом.
Вместе с тем, указанное финансово-экономическое обоснование не содержит статистического анализа рыночных цен и иной информации об оценке доходности земель, исходя из классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования, земельно-ценового зонирования оцениваемой территории, находящихся объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости; в нем отсутствует какая-либо информация о результатах сбора и обработки данных об оценочных характеристиках земельных участков, их анализ и результат расчета значений коэффициентов для определения базовой ставки арендной платы. Представленный заинтересованным лицом документ не исследует объективно существующие на территории района факторы и условия, которые могут являться основанием для увеличения арендной платы, не содержит конкретных данных об их количественных значениях, по их оценке и анализу, а, напротив, представляет собой оценку в перспективе последствий влияния в будущем предлагаемого к введению коэффициента на размер арендной платы, последствий для доходной части бюджета района и реакции населения района.
При этом в представленном представительным органом вышеуказанном документе отсутствуют какие-либо расчеты, на основании которых определен предлагаемый коэффициент Кви (29,6) для данного вида деятельности, в силу чего невозможно установить и проверить наличие его корреляции (прямой взаимосвязи) с изменением доходности земельного участка, как того требует принцип экономической обоснованности установления размера арендной платы.
Как следует из письменных пояснений ответчика и указанного документа, при расчете ставок применялась следующая методика: "Через Интернет и с помощью Администрации области были собраны сведения о ставках арендной платы для операторов связи более чем по 200 районам; отбросили районы в крупных городах и небольших, но с мощной промышленностью, отобрали около 150 районов, сопоставимых с нашим (Горшеченским) районом (не очень высокий уровень доходов, уклон в сельскохозяйственное производство). Из них ... отобрали самые низкие и самые высокие коэффициенты (до 10 и свыше 100), из оставшихся определили средний. Он оказался 47 с небольшим. И уже тогда, чтобы нас заведомо не могли обвинить в завышении, волевым путем понизили его до 29,6." (т. 2, л.д. 32-33).
Ссылки заинтересованного лица на наличие связи роста коэффициента Кви (п. 14 - для земель под объектами электросвязи, сотовой, спутниковой связи) в связи с увеличением доходности земель на территории Горшеченского района, обусловленным экономическим ростом на территории района, являются несостоятельными. Как показывает произведенный заявителем анализ изменения коэффициента Кви для других видов деятельности (т. 2, л.д. 3), с принятием оспариваемого решения № 117 от 28.09.2011 г. значения коэффициента Кви увеличены только для хозяйственных субъектов, обслуживающих объекты сотовой и спутниковой связи, тогда как для остальных видов экономической деятельности (торговая, автозаправочная, прием вторсырья, наружная реклама), данные коэффициенты Кви либо не увеличились, либо были снижены. Таким образом, увеличившаяся, по мнению заинтересованного лица, доходность земельных участков на территории района, не повлияла на размер коэффициента Кви для других, помимо операторов сотовой связи, хозяйствующих субъектов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии действительного экономического обоснования и о произвольности установления указанного коэффициента путем его подбора до желаемых значений, что не отвечает принципам экономической обоснованности, предельно допустимой простоты расчета и принципу предсказуемости расчета арендной платы, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, и не может являться допустимым.
Как следует из материалов дела, размер арендной платы, рассчитанный с применением коэффициента, введенного оспариваемым нормативным актом, с 123750 руб. в год увеличился до 506826 руб. в год, то есть на 409%, с 550 руб. за 1 кв. м. площади земельного участка до 2252 руб. за 1 кв. м., при этом существенное увеличение размера арендной платы делает деятельность арендатора на арендуемом земельном участке значительно менее выгодной по сравнению с тем, на что рассчитывал арендатор при заключении долгосрочного договора аренды и производстве существенных финансовых вложений в установку на земельном участке мачтового сооружения с размещением на нем дорогостоящего оборудования связи.
В соответствии с ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В нарушение положений ч. 6 ст. 194 АПК РФ Представительным Собранием Горшеченского района Курской области не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о проведении при принятии оспариваемого решения экономического анализа для обоснования применения коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви) с учетом оценки местоположения, градостроительной ценности земельных участков, анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" от 08.10.1997 № 13-П нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
Как отмечалось ранее, в соответствии с п. 3 Определения Конституционного Суда РФ "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.05.2004 № 209-О в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы при рассмотрении данной категории споров должны выявлять, проводились ли при принятии нормативных правовых актов, устанавливающих ставки арендной платы и соответствующие коэффициенты, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Согласно правовой позиции Президиума высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.04.2012 № 15837/11, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в распоряжении муниципальных органов власти, осуществляется, в том числе, посредством принятия общеобязательных нормативных правовых актов, а размер арендной платы определяется исходя из произведения площади земельного участка на ставку арендной платы, определяемую из удельного показателя стоимости земельного участка, увеличенного на коэффициенты, в том числе - на коэффициент Кви, увеличенный оспариваемым нормативным актом. Принятие уполномоченными органами местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих размер коэффициента Кви, применяемого при расчете арендной платы, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков в части размера арендной платы, независимо от воли сторон и без внесения в текст договоров подобных изменений. При этом в силу положений гражданского и земельного законодательства РФ арендодатель вправе требовать от арендатора уплаты арендной платы за земельный участок и имеет юридическую возможность взыскать задолженность по арендной плате, исчисленную по новым ставкам, в судебном порядке.
Ввиду указанного судом отклоняются ссылки заинтересованного лица на фактическое неисполнение арендатором условий изменения договора, предложенного ОАО "МегаФон" письмом Администрации Горшеченского района № 81 от 29.12.2011 г., на отсутствие полномочий лица, подписавшего указанное письмо, а также на то, что арендная плата по новым ставкам с учетом коэффициента Кви, равного 29,6, арендатором еще не вносилась.
В соответствии со ст. 15 Федерального Закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Таким образом, органы местного самоуправления, устанавливая коэффициенты для расчета арендной платы земельных участков, находящиеся в распоряжении муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Произвольное установление органами местного самоуправления размера коэффициентов для расчета арендной платы земельных участков без соответствующего экономического обоснования нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам федерального законодательства.
В соответствии с п. 6 Пленума Верховного Суда и Высшего Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" от 01.07.1996 № 6/86, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом установленных обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что пункт 14 Приложения № 1 "Базовые ставки арендной платы за земли на территории Горшеченского района Курской области в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования" к Решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области № 117 от 28.09.2011 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области" (в редакции Решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области № 156 от 31.05.2012) - в части установления коэффициента вида разрешенного (функционального) использования) равным 29,6 при расчете арендной платы в отношении земельных участков под объектами электросвязи, сотовой, спутниковой связи, не соответствует положениям статьи 8, 34 Конституции Российской Федерации, положениям абзацев 2, 3 и 4 "Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденных постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009.
Ссылки органа местного самоуправления на то, что на момент рассмотрения спора в суде оспариваемый ненормативный акт признан утратившим силу и не действует, не принимаются судом по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 06.09.2012 № 171 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области", ранее действовавшие Решение Представительного Собрания от 28 сентября 2011 года № 117 и решение Представительного Собрания от 31 мая 2012 г. № 156 признаны утратившими силу.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 182-О от 12.07.2006 г., положения части 5 статьи 195 АПК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и статьей 192 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Аналогичной правовой позиции придерживается и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2010 № 12939/09, согласно которой противоречащим закону может быть признан и такой нормативный акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу, в случае если, оспариваемый нормативный правовой акт, до момент его отмены, нарушал права и законные интересы заявителя.
Как отмечалось, ранее в соответствии с ч. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что оспариваемым нормативным актом в период его действия устанавливался коэффициент вида разрешенного (функционального) использования) в размере 29,6, используемый при исчислении размера арендной платы, подлежащей начислению и уплате за период, в котором оспариваемый ненормативный акт действовал, оспариваемый ненормативный акт - п. 14 Приложения № 1 "Базовые ставки арендной платы за земли на территории Горшеченского района Курской области в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования" к Решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области № 117 от 28.09.2011 г. "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области" (в редакции Решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области № 156 от 31.05.2012 г.) в период его действия нарушал права заявителя, в силу чего отмена оспариваемого нормативного акта к моменту рассмотрения спора не препятствует его правовой оценке судом и рассмотрению спора по существу.
Являются неосновательными также и доводы заинтересованного лица о том, что оспариваемые положения п. 14 Приложения № 1 "Базовые ставки арендной платы за земли на территории Горшеченского района Курской области в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования" к Решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области № 117 от 28.09.2011 г. не распространяются на земельный участок, принадлежащий заявителю на праве аренды, в силу чего, по мнению заинтересованного лица, в указанной части оспариваемый нормативный акт не может нарушать прав заявителя.
Поскольку на арендуемом заявителем земельном участке расположено не только антенно-мачтовое сооружение, но и размещенные на антенно-мачтовом сооружении технические устройства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, при расчете арендной платы в отношении земельного участка подлежит применению Кви, установленный п. 14 Приложения № 1.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Принимая во внимание указанное, уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание положения ст. ст. 101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст. ст. 333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ № 117 от 13.03.2007 г., понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 2000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 17, 27, 29, 110, 167 - 170, 176, 177, 180, 181, 191 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать не действующим п. 14 Приложения № 1 "Базовые ставки арендной платы за земли на территории Горшеченского района Курской области в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования" к Решению Представительного Собрания Горшеченского района Курской области № 117 от 28.09.2011 г. "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Горшеченского района Курской области" (в редакции Решения Представительного Собрания Горшеченского района Курской области № 156 от 31.05.2012 г.) - в части установления коэффициента вида разрешенного (функционального) использования равным 29,6 при расчете арендной платы в отношении земельных участков под объектами электросвязи, сотовой, спутниковой связи, как не соответствующий положениям статьи 8, 34 Конституции Российской Федерации, положениям абзацев 2, 3 и 4 "Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденных постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 г.
Взыскать с Представительного Собрания Горшеченского района Курской области, ОГРН 1054600008418, ИНН 4604004301, место нахождения: 306800, Курская область, Горшеченский район, рп. Горшечное, ул. Кирова, д. 28, в доход Открытого акционерного общества "МегаФон", ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560, место нахождения - 115035, г. Москва, Кадашевская набережная, д. 30, в лице Курского регионального отделения Центрального филиала, ИНН 7812014560/КПП 463245001, место нахождения - 305044, г. Курск, ул. Парижской Коммуны, д. 73, 2000 руб. 00 коп. судебных расходов, понесенных заявителем на уплату госпошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий судья
Д.В.ЛЫМАРЬ
Судьи
О.А.МАТВЕЕВА
Т.Ю.АРЦЫБАШЕВА
------------------------------------------------------------------