Решение Ленинского районного суда г. Курска от 16.05.2013 N 2-2447/2013~М-1960/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 2 части 2 статьи 48 Устава города Курска>



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КУРСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2013 года

Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: В.Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению регионального отделения в Курской области Политической партии "Гражданская платформа" к Курскому городскому собранию о признании абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска противоречащим Конституции РФ и не действующим в части наделения Курской областной Думы и Губернатора Курской области правом назначения членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации г. Курска с момента принятия,

установил:

Региональное отделение в Курской области Политической партии "Гражданская платформа" в лице ее представителя по доверенности Х.О.З. обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просило признать абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска противоречащим Конституции РФ и не действующим в части наделения Курской областной Думы и Губернатора Курской области правом назначения членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы Администрации г. Курска с момента принятия, указав, что согласно Конституции РФ местное самоуправление в РФ является независимым в части решения вопросов местного значения от государственных органов. Однако, в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска конкурсная комиссия формируется на две трети Курским городским собранием и на одну треть Курской областной Думой по представлению Губернатора Курской области, в связи с чем, по мнению регионального отделения в Курской области Политической партии "Гражданская платформа", представители государственной власти субъекта РФ (Курской области), а именно Губернатор Курской области и депутаты Курской областной Думы, непосредственно влияют на принятие наиважнейшего решения по персональному формированию органа местного самоуправления г. Курска, в частности главы Администрации города Курска.
В судебном заседании представитель регионального отделения в Курской области Политической партии "Гражданская платформа" по доверенности Х.О.З. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по изложенным в заявлении обстоятельствам. При этом пояснил, что только граждане города Курска вправе выбирать себе руководителя (Главу Администрации города Курска). Однако, треть от членов комиссии назначена Курской областной Думой по представлению Губернатора Курской области. Это, по его мнению, является вмешательством государственной власти в решение вопросов местного самоуправления, что противоречит Конституции РФ и нарушает права не только политической партии "Гражданская платформа", но и всех граждан города Курска на самостоятельное (без вмешательства государства) решение вопросов местного самоуправления, гарантированных им Главой 8 Конституции РФ.
В судебном заседании представитель Курского городского Собрания по доверенности Х.А. просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснив при этом, что вопросы назначения главы Администрации г. Курска, порядок формирования конкурсной комиссии не относятся к вопросам местного значения. Состав конкурсной комиссии определен без нарушений Конституции РФ и абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска полностью соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Конституции РФ.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные материалы, суд приходит к следующему.
Из ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Частью 2 статьи 253 ГПК РФ предусмотрено, что если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом установлено, что на основании постановления главы города Курска от 12.10.2005 г. № 61 проведены публичные слушания по проекту Устава города Курска.
Решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 г. № 332-3-РС принят Устав города Курска.
ДД.ММ.ГГГГ Устав города Курска зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу и был опубликован в издании "Городские известия" № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, нарушение порядка принятия нормативного правового акта, в том числе и абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска, допущено не было.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В главе 8 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту.
В пункте "н" части 1 ст. 72 Конституции РФ оговорено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
6 октября 2003 г. принят Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ), который установил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определил государственные гарантии его осуществления.
В ст. ст. 34 - 37 Федерального закона № 131-ФЗ содержатся общие положения о структуре органов местного самоуправления, их полномочиях, порядке их формирования.
В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска общее число членов конкурсной комиссии в городе Курске устанавливается Курским городским Собранием. При формировании конкурсной комиссии в городе Курске две трети ее членов назначаются Курским городским Собранием, а одна треть - Курской областной Думой по представлению Губернатора Курской области.
Таким образом, Губернатор Курской области наделен лишь правом на представление кандидатов в члены конкурсной комиссии.
Указанная норма не является императивной и обязательной для представительного органа для решения вопроса о назначении членов конкурсной комиссии, поскольку представительный орган при решении вопроса о назначении членов конкурсной комиссии вправе и не согласиться с кандидатами, предложенными Губернатором Курской области.
Кроме того, согласно п. 2.2 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы Администрации города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 21.12.2007 г. № 1-4-РС (в ред. от 04.02.2008 г.) конкурсная комиссия обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением конкурса; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) конкурсной комиссии и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с п. 2.6 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы Администрации города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 21.12.2007 г. № 1-4-РС (в ред. от 04.02.2008 г.), решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов голос председателя конкурсной комиссии является решающим.
Таким образом, конкурсная комиссия выполняет лишь организационную работу и не участвует непосредственно в назначении Главы города Курска.
При таких обстоятельствах, абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска не противоречит Конституции РФ, в связи с чем, не нашли своего подтверждения доводы регионального отделения в Курской области Политической партии "Гражданская платформа" о нарушении конституционных прав, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления региональному отделению в Курской области Политической партии "Гражданская платформа" к Курскому городскому собранию о признании абз. 2 ч. 2 ст. 48 Устава города Курска противоречащим Конституции РФ и не действующим в части наделения Курской областной Думы и Губернатора Курской области правом назначения членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации г. Курска с момента принятия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение суда стороны могут получить ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов.

Судья:


------------------------------------------------------------------