По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Распоряжение Администрации Курской области от 14.03.2013 N 164-ра "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области"
АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. № 164-ра
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ
ДОКЛАДОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 22 мая 2012 г. № 461-па "Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области":
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области (далее - методические рекомендации).
2. Исполнительным органам государственной власти Курской области при подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности руководствоваться настоящими методическими рекомендациями.
3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
Утверждены
распоряжением
Администрации Курской области
от 14 марта 2013 г. № 164-ра
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 22.05.2012 № 461-па (далее - Положение), в целях методического обеспечения подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области власти (далее - Доклад) на региональном уровне.
Подготовка Докладов осуществляется в целях:
оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области (далее - орган исполнительной власти), результативности бюджетных расходов;
реализации методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Объем основного текста Доклада, а также дополнительных материалов, расчетов, обоснований и таблиц не ограничивается. Основной текст и приложения к Докладу представляются в печатном и электронном видах в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel.
В Докладе должны быть представлены разделы и приложения.
Разделы:
1. Цели и задачи деятельности органа исполнительной власти с указанием основных результатов достижения целей и решения задач за отчетный год.
2. Краткие характеристики действующих и (или) планируемых к реализации областных и ведомственных целевых программ, краткие итоги реализации программ за отчетный год.
3. Перечень мероприятий, выполненных и невыполненных (из запланированных на отчетный год) с указанием причин невыполнения.
4. Основные направления деятельности органа исполнительной власти на среднесрочную перспективу с указанием планируемых к проведению мероприятий и конкретных (измеримых) результатов.
5. Конкретные сроки достижения установленных целей, решения задач, запланированных мероприятий и соответствующих результатов деятельности органа исполнительной власти.
6. Сопоставление показателей затрат и результатов деятельности органа исполнительной власти в отчетном и плановом периодах, а также анализ эффективности и результативности бюджетных расходов и обоснование мер по их повышению.
Приложения:
приложение № 1 "Показатели достижения целей и решения задач деятельности органов исполнительной власти" по форме согласно Положению;
приложение № 2 "Распределение ассигнований органа исполнительной власти по целевым программам и непрограммной части расходов" по форме согласно Положению.
Доклады представляются в сроки, указанные в Положении, в комитет по экономике и развитию Курской области и комитет финансов Курской области.
По результатам рассмотрения Доклада комитетом по экономике и развитию Курской области готовится сводное заключение, которое вместе с Докладом вносится заместителем Губернатора Курской области, курирующим соответствующий исполнительный орган государственной власти Курской области, на заседание Администрации Курской области для принятия решения:
об одобрении в целом результатов деятельности органа исполнительной власти за отчетный период и основных направлений деятельности органа исполнительной власти области на среднесрочную перспективу;
об одобрении в целом результатов деятельности органа исполнительной власти за отчетный период и основных направлений деятельности органа исполнительной власти области на среднесрочную перспективу с вынесением рекомендаций по совершенствованию деятельности;
о признании деятельности органа исполнительной власти за отчетный период неудовлетворительной.
2. Подготовка разделов Доклада
В первом разделе Доклада формулируются стратегические цели деятельности органа исполнительной власти; подведомственных ему учреждений, а также тактические задачи, обеспечивающие достижение соответствующих целей, с указанием основных результатов достижения целей и решения задач за отчетный год.
Цели и задачи органа исполнительной власти должны соответствовать утвержденному в установленном порядке положению об органе исполнительной власти, Стратегии социально-экономического развития Курской области, Программе социально-экономического развития Курской области, Основным направлениям деятельности Администрации Курской области, иным документам, определяющим цели, задачи и основные направления социально-экономического развития Курской области.
Формулировка целей должна быть краткой и ясной.
При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
- специфичность (цели должны соответствовать области компетенции органа исполнительной власти);
- измеримость (достижение цели можно проверить и, прежде всего, с помощью количественных индикаторов);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в среднесрочной перспективе).
Основным принципом формирования тактических задач является конкретизация отдельных направлений достижения цели. Достижение цели может быть обеспечено решением различных тактических задач.
Тактические задачи органа исполнительной власти представляют собой конкретизацию выбираемых направлений и способов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей в среднесрочном периоде. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных тактических задач и требовать различных по объему затрат. Каждая тактическая задача должна соответствовать лишь одной из целей органа исполнительной власти.
Сроки решения каждой из тактических задач не должны превышать срок достижения цели.
Совокупность тактических задач должна охватывать все направления деятельности органа исполнительной власти по достижению соответствующей стратегической цели.
Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной стратегической цели, а также сферам деятельности и функциям органа исполнительной власти, подведомственных ему учреждений.
Степень достижения целей и решения задач оценивается с помощью целевых показателей.
Для каждой стратегической цели и тактической задачи приводятся количественно измеримые значения целевых показателей деятельности органа исполнительной власти, характеризующих достижение стратегической цели и решение тактической задачи в отчетном и плановом периодах, по форме согласно приложению № 1 к Положению.
При этом номера целей и задач, присвоенные в приложении № 1 к Положению, должны сохраняться при заполнении всех последующих приложений и таблиц Доклада.
По каждому показателю приводятся:
- плановые и фактические значения за отчетный год;
- ожидаемые значения за текущий год;
- целевые (планируемые) значения на 1-й и 2-й год планового периода.
В разделе при отклонении фактических значений целевых показателей деятельности органа исполнительной власти от запланированных указываются причины отклонений, приводятся обоснования необходимости корректировки установленных показателей деятельности.
К тексту Доклада должны быть приложены обоснования расчетов показателей в случаях, когда значение показателя определяется расчетным путем.
Если плановые и фактические показатели за отчетный период не совпадают, то в Докладе приводится и фактическое, и плановое значение показателя (из Доклада предыдущего года), а также описание причин недостижения или существенного превышения плановых показателей.
Если плановые значения показателей в представляемом Докладе отличаются от плановых значений показателей тех же целей, задач, программ, зафиксированных в Докладе прошлого года, то данные показатели приводятся в Докладе, а также дается обоснование изменения плановых значений.
Во втором разделе Доклада приводится краткое описание действующих и планируемых к реализации областных и ведомственных целевых программ, государственных программ Курской области (с выделением подпрограмм при их наличии), направленных на решение задач органа исполнительной власти. Для каждой областной и ведомственной целевой программы, государственной программы Курской области (далее - программы) необходимо указать:
- статус программы;
- срок действия программы;
- краткое описание полученных в отчетном периоде результатов, включая целевые индикаторы (плановые согласно утвержденному паспорту программы и фактические). В случае существенного отклонения - обоснование причин, его вызвавших (внешние факторы, недостаточное финансирование и др.);
- краткое описание целей программы в плановом периоде, включая целевые индикаторы для каждого года планового периода и на весь период реализации программы;
- характеристику влияния программы на уровень решения тактических задач и достижения стратегических целей органа исполнительной власти, включая количественные оценки такого влияния, оценку результатов такого влияния в отчетном периоде;
- краткую характеристику основных мероприятий программы и сроки их реализации;
- объем средств на реализацию программы (за счет бюджетных и внебюджетных источников) за отчетный и плановый период (с разбивкой по годам).
В случае пересмотра объема финансирования на реализацию действующих программ значения показателей достижения целей программ должны быть скорректированы.
Отдельно по каждой действующей или планируемой к реализации программе указываются данные по форме согласно приложению № 1 к настоящим методическим рекомендациям.
В третьем разделе Доклада кратко описывается непрограммная деятельность органа исполнительной власти, направленная на обеспечение достижения целей и решение задач органа исполнительной власти (приложение № 2 к настоящим методическим рекомендациям).
По непрограммной деятельности, направленной на обеспечение достижения целей и решение задач органа исполнительной власти, указывается, на решение каких целей и задач органа исполнительной власти направлена деятельность. Дается краткая информация по основным мероприятиям непрограммной деятельности (выполненным и невыполненным из запланированных мероприятий на отчетный год с указанием причин невыполнения) с приведением основных показателей, характеризующих ее выполнение, и указанием объема расходов на реализацию непрограммной деятельности.
В четвертом разделе Доклада указываются основные направления деятельности органа исполнительной власти на среднесрочную перспективу по форме согласно приложению № 3 к настоящим методическим рекомендациям.
Основные направления деятельности исполнительного органа власти определяются на среднесрочный период (3 года) и характеризуются планируемыми к проведению мероприятиями и конкретными (измеримыми) результатами.
Основные направления деятельности органа исполнительной власти должны соответствовать Стратегии социально-экономического развития Курской области, Программе социально-экономического развития Курской области, Основным направлениям деятельности Администрации Курской области, иным документам, определяющим основные направления социально-экономического развития Курской области.
В пятом разделе Доклада органом исполнительной власти области указываются сроки достижения установленных целей, решения задач, запланированных мероприятий и результатов деятельности органа исполнительной власти области согласно приложению № 4 к настоящим методическим рекомендациям.
В шестом разделе Доклада производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности органа исполнительной власти в отчетном и плановом периодах, а также представляется анализ эффективности и результативности бюджетных расходов и обоснование мер по их повышению (оптимизация бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между получателями средств с учетом результатов их деятельности и т.д.).
На основании данных о динамике плановых и фактически достигнутых значений показателей деятельности (непосредственных и конечных), а также расходов по областным и ведомственным целевым программам, государственным программам, тактическим задачам (возможным мероприятиям) производится оценка эффективности и результативности деятельности органа исполнительной власти.
Оценка производится по следующим направлениям:
1) степень достижения целей, решения тактических задач органом исполнительной власти;
2) степень соответствия запланированному уровню расходов;
3) отклонения показателей результатов деятельности и расходов на отчетный год от плановых показателей на этот год и аргументированное обоснование причин такого отклонения;
4) отклонения плановых показателей результатов и расходов на очередной плановый год от плановых показателей на указанный год, определенных в предшествующем году, и аргументированное обоснование причин такого отклонения.
В данном разделе Доклада также дается оценка экономической эффективности деятельности органа исполнительной власти. Под экономической эффективностью понимается соотношение непосредственных результатов деятельности, планируемых для достижения в рамках тактических задач, программ, непрограммной деятельности, с затратами на их достижение.
Для выявления степени достижения запланированного уровня расходов фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями с формированием абсолютных и относительных отклонений. По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на "вложенный рубль" и сокращение объемов незавершенного строительства.
При отклонении показателей результатов деятельности и расходов за отчетный год от плановых показателей на этот год приводится аргументированное обоснование причин такого отклонения, включая:
обоснование ситуаций, когда показатели по целям выполнены, а по соответствующим им задачам или программам не выполнены, а также ситуаций, когда показатели по целям не выполнены, а по соответствующим им задачам или программам выполнены;
обоснование ситуаций, когда недостигнутые плановые показатели отчетного периода устанавливаются в качестве плановых показателей планового периода;
обоснование ситуаций, когда сочетается значительное недовыполнение одних задач и перевыполнение других;
обоснование ситуаций значительного перевыполнения по большинству плановых показателей.
По каждому направлению, в случае различий (как положительных, так и отрицательных) между плановыми и фактическими значениями показателей, а также показателями разных лет более, чем на 5 процентных пунктов, должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. При этом рекомендуется выделять две группы факторов:
- внутренние факторы, на которые орган исполнительной власти мог влиять;
- внешние факторы, на которые орган исполнительной власти не мог влиять, включая форс-мажорные обстоятельства.
Для каждой группы факторов по возможности оценивается их влияние на отклонение фактических значений показателя от плановых (прогнозируемых) значений.
По результатам анализа факторов обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых показателей (относительно показателей прошлых лет либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава показателей, прекращение либо инициирование областных и ведомственных целевых программ, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
При проведении анализа эффективности и результативности использования бюджетных средств органом исполнительной власти необходимо определить оценку эффективности использования бюджетных средств за отчетный год и провести предварительную оценку эффективности использования бюджетных средств в текущем году согласно прилагаемой методике (приложение № 5 к настоящим методическим рекомендациям).
В данном разделе Доклада должны также быть приведены мероприятия, которые орган исполнительной власти наметил осуществить с целью повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления затратами и результатами, а также количественно оценить эффект от осуществления этих мероприятий (в виде экономии расходов или увеличения результатов при данном объеме расходов). Указанные оценки должны быть представлены в приложении № 2 к Положению.
В число направлений, которые могут быть отражены в данном разделе, следует отнести:
1) меры по оптимизации бюджетной сети:
- уточнение реестра подведомственных учреждений;
- создание системы оценки деятельности подведомственных учреждений;
2) меры по расширению сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования:
- повышение доли расходов, реализуемых в рамках областных и ведомственных целевых программ, в общем объеме расходов;
- организация, методическое руководство и контроль работ по подготовке и реализации мероприятий по расширению применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
3) меры по распределению ассигнований между подведомственными учреждениями с учетом результатов их деятельности:
- внедрение результативных принципов управления подведомственными учреждениями;
- внедрение конкурентного распределения средств между структурными подразделениями, подведомственными учреждениями;
4) меры по совершенствованию системы государственных закупок:
- совершенствование системы государственных закупок органа исполнительной власти и подведомственных учреждений;
- разработка и реализация предложений по развитию ведомственной нормативной и методической базы по организации государственных закупок товаров, работ и услуг;
5) совершенствование механизма мониторинга эффективности бюджетных расходов:
- разработка системы мониторинга и контроля эффективности деятельности структурных подразделений, подведомственных учреждений, создание системы стимулов;
- разработка системы мониторинга и контроля эффективности деятельности государственных служащих органа исполнительной власти;
6) меры по изменению организационной структуры органа исполнительной власти, осуществляемые с целью приведения ее в соответствие с требованиями бюджетирования, ориентированного на результаты:
- образование новых структурных подразделений и/или изменение функций существующих;
- изменение системы взаимодействия между структурными подразделениями, структуры информационных потоков и механизмов принятия решений;
- введение персональной ответственности за реализацию запланированных целей, задач, результатов;
7) меры по повышению экономичности отдельных статей бюджетных расходов, в том числе в подведомственных учреждениях:
- меры по энерго- и ресурсосбережению;
- меры по реализации механизмов стратегического планирования;
- меры по совершенствованию механизмов управления человеческими ресурсами.
Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по подготовке докладов о результатах
и основных направлениях деятельности
исполнительных органов государственной
власти Курской области
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЙСТВУЮЩЕЙ И (ИЛИ) ПЛАНИРУЕМОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы:
Статус программы (областная целевая программа, ведомственная целевая программа, государственная программа):
Срок реализации программы:
Цели программы:
Основные мероприятий программы (кратко):
Цели и задачи органа исполнительной власти Курской области, решение которых будет обеспечено реализацией программы:
Цель 1:
Задача 1.1:
Единицы Отчетный Текущий год Плановый Ожидаемый
измерения год период результат
план факт план оценка 1-й 2-й
год год
Цель 1:
Задача 1.1
показатель 1
показатель 2
Задача 1.2
показатель 1
показатель 2
Цель 2:
Задача 2.1
показатель 1
показатель 2
Расходы на реализацию
программы
Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по подготовке докладов о результатах
и основных направлениях деятельности
исполнительных органов государственной
власти Курской области
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕПРОГРАММНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Непрограммная деятельность, направленная на обеспечение
достижения целей и решение задач органа исполнительной
власти Курской области
Основные цели и задачи органа исполнительной власти Курской области, решение которых будет обеспечено непрограммной деятельностью:
Основные мероприятия непрограммной деятельности (краткое описание):
Основные показатели непрограммной деятельности:
Единицы Отчетный Текущий Плановый
период год период
1-й 2-й
год год
Цель 1
Показатель 1
Показатель 2
Цель 2
Расходы на осуществление непрограммной
деятельности
Приложение № 3
к Методическим рекомендациям
по подготовке докладов о результатах
и основных направлениях деятельности
исполнительных органов государственной
власти Курской области
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Направления деятельности, Текущий год 1-й год 2-й год Результат
мероприятия планового планового реализации
периода периода мероприятий
(измеримый)
Направление 1
Мероприятие 1
Мероприятие 2
Направление 2
Приложение № 4
к Методическим рекомендациям
по подготовке докладов о результатах
и основных направлениях деятельности
исполнительных органов государственной
власти Курской области
СРОКИ
ДОСТИЖЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ,
ЗАПЛАНИРОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Цели, задачи, мероприятия Ожидаемый результат Срок достижения
деятельности установленных целей, задач,
мероприятий, результаты
Цель 1
Задача 1.1
Мероприятие 1.1.1
Мероприятие 1.1.2
Задача 1.2
Мероприятие 1.2.1
Мероприятие 1.2.2
Цель 2
Задача 2.1
Мероприятие 2.1.1
Мероприятие 2.1.2
Приложение № 5
к Методическим рекомендациям
по подготовке докладов о результатах
и основных направлениях деятельности
исполнительных органов государственной
власти Курской области
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Для определения оценки эффективности использования бюджетных средств органом исполнительной власти Курской области рассчитываются:
- оценка достижения плановых целевых показателей;
- оценка полноты использования бюджетных средств.
1. Оценка достижения плановых индикативных показателей (ДИП ) в
зад i
рамках решения i-й задачи деятельности органа исполнительной власти
Курской области рассчитывается по формуле:
(ф1 /п1 + ф2 /п2 + ... + ф1 /пi)
ДИП = -----------------------------------,
зад i k
где:
k - количество целевых показателей в рамках решения i-й задачи
деятельности органа исполнительной власти Курской области;
ф1 - фактическое значение i-го целевого показателя в рамках решения
i-й задачи деятельности органа исполнительной власти Курской области за
рассматриваемый период;
пi - планируемое к достижению значение i-го целевого показателя в
рамках решения i-й задачи деятельности органа исполнительной власти
Курской области за рассматриваемый период.
2. Оценка полноты использования бюджетных средств (ПИБС ) (уровень
зад i
использования бюджетных средств) на решение i-й задачи деятельности органа
исполнительной власти Курской области рассчитывается по формуле:
ПИБС = Фi / Пi,
зад i
где
Фi - фактическое использование бюджетных средств на решение i-й задачи
деятельности органа исполнительной власти Курской области в рассматриваемом
периоде;
Пi - планируемые расходы бюджета на решение i-й задачи деятельности
органа исполнительной власти Курской области в рассматриваемом периоде.
3. Оценка эффективности использования бюджетных средств на решение i-й
задачи деятельности органа исполнительной власти Курской области (О ) в
зад i
рассматриваемом периоде рассчитывается как:
О = ДИП / ПИБС
зад i зад i зад i
Оценка эффективности будет тем выше, чем выше уровень достижения целевых показателей и чем меньше уровень использования бюджетных средств.
Если значение О >= 1, значит, по i-й задаче деятельности органа
зад i
исполнительной власти Курской области в рассматриваемом периоде достигнута
высокая эффективность использования бюджетных средств.
4. В целях определения эффективности использования бюджетных средств рассчитывается сводная оценка эффективности использования бюджетных средств органом исполнительной власти (СО) по формуле:
СО = О x Д + О x Д + ... О x Д ,
зад 1 1 зад 2 2 зад n n
где:
n - количество задач органа исполнительной власти Курской области;
Д - доля расходов на решение i-й задачи деятельности органа
i
исполнительной власти в общем объеме расходов органа исполнительной власти
Курской области;
О - оценка эффективности использования бюджетных средств на
зад i
решение i-й задачи деятельности органа исполнительной власти Курской
области.
Если значение СО >= 1, значит, органом исполнительной власти Курской области в рассматриваемом периоде достигнута высокая эффективность использования бюджетных средств.
------------------------------------------------------------------